ОРАТОРСКОЕ  ИСКУССТВО

ОРАТОРАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ - 
ОРАТОРАМИ  СТАНОВЯТСЯ
            
Основу данного раздела составляют материалы,
                                                                                               предоставленные   Б.В. Найденовым

                                              Предмет и задачи ораторского искусства

 Ораторское искусство преподавателя составляет важнейший элемент его деятельности .  Предметом  ораторского искусства являются закономерности публичных выступлений, принципы подготовки и произнесения устной речи, формы и методы взаимодействия оратора с аудиторией. Наиболее ярко ораторское искусство проявляется на лекциях. Вместе с тем, для начинающего педагога, который лекции еще не читает, важно овладеть элементами этого искусства для успешного проведения групповых и практических занятий, лабораторных работ и практик.
       Ораторское мастерство преподавателя состоит из многих слагаемых, особое значение при этом имеет культура и техника речи.
       Основу ораторского искусства любого преподавателя  составляют понимание целей и задач подготовки специалистов,  глубокое знание материала, который он преподает и свободное  владение этим материалом, овладение современной научной методологией и высокая общая культура. Если преподаватель желает достичь мастерства в своем деле, то овладение ораторским искусством он должен овладеть  обязательно. Если же свою задачу он видит только в передаче  информации, то он уподобляется некоторому техническому средству, например, магнитофону или компьютеру.  Достоинства устной речи следует измерять не только количеством  сообщенного материала, но и  тем, какое воздействие  она произвела  на обучающихся, насколько преподаватель убедил их в правильности и важности изучаемого материала.
        Отличительная особенность устной речи состоит в том, что преподаватель выражает свое отношение к изучаемому материалу не только словами, ни и окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой и жестами. Важную роль при этом играют общая культурная и эмоциональная подготовка педагога, его педагогические, и в известном смысле актерские задатки. Практически любой нормальный человек, умеющий мыслить, способен научиться хорошо говорить, но для этого необходимо много и постоянно работать над собой.
        Таким образом, задачами ораторского искусства являются разработка и апробация следующих принципов:
 ·        Использование в устной речи логических законов мышления;
 ·        Произнесение устной речи;
 ·        Взаимодействие преподавателя с аудиторией.

                       Основные сведения о логических законах мышления.

 Знания, сообщаемые студентам, выражаются в понятиях. Одни из них студентам знакомы, другие являются новыми. В любом познавательном акте, усвоение знаний происходит через установлении связей известного с неизвестным. Преподаватель должен обеспечить усвоение нового понятия, опираясь на знание старого. В понятиях различают содержание и объем, нужно раскрыть их в процессе занятия или при ответе на вопрос. При этом необходимо опираться на знание студентами уже известных, «старых» понятий.
       Одним из важнейших элементов убедительного изложения материала является рациональное построение логического хода рассуждений. Здесь преподаватель использует известные формы умозаключений: дедукцию, индукцию и аналогию. В каждом конкретном случае преподаватель должен выбрать такую форму умозаключений, которая обеспечивает наибольшую строгость, доходчивость и полноту доказательств. Естественно, в процессе проведения занятий  необходимо четко следовать общеизвестным законам логики: закону тождества, закону противоречия,  закону исключения третьего и закону достаточного основания.

                                                       ПЕРЕЙТИ к

             1.Язык и стиль речи преподавателя

                2.Техника  речи

                3. Дикция

                4. Постановка голоса 

                                                                            Возврат на первую страницу

Hosted by uCoz