ТЕХНИКА  РЕЧИ
 

Ясно и выразительно звучащая речь, при условии выполнения требований к ее содержанию и  построению,  обеспечивает единство рационального и эмоционального воздействия на обучающихся. Если голос преподавателя слаб, дикция нечеткая, интонации невыразительны, в речи отсутствуют логические ударения, жестикуляция отсутствует, то восприятие речи значительно затрудняется.
         Логическая выразительность речи состоит в том, что отдельные предложения разбиваются на речевые такты, выделяемые с обеих сторон краткими паузами. Каждый такт характеризуется силой, тоном звучания голоса, замедлением или ускорением темпа речи и паузами. Речь при этом становится рельефной, выразительной, удобной для восприятия. Говорящий должен выделить главный такт, несущий основную смысловую нагрузку, сделать на нем ударение. Ударение  осуществляется повышением или понижением голоса, сопровождается жестом или мимикой.
         Интонация, то есть такой строй речи, который выражает отношение говорящего к тому, что произносится, оказывает на обучающихся значительное эмоциональное воздействие. Она передает им  разнообразие чувств преподавателя, повышает или понижает интерес к излагаемому материалу, способствует его запоминанию.  Интонационное богатство речи определяется актерскими способностями преподавателя, которым, кстати, можно обучиться, а также наличием звучного хорошо поставленного голоса.
          Поза, жест и мимика составляют важный элемент ораторского искусства. Жест и мимика оживляют речь, делают ее как бы зримой. Поэтому можно сказать, что жестикуляция есть элемент ораторского искусства. Обычно считается, что жесты заключаются в движении рук, однако реально любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже является жестом.
          Начинающему преподавателю важно освоить правила жестикуляции. Сформулируем основные из этих правил:
  ·        жесты должны быть непроизвольны, прибегайте к жесту только тогда, когда ощущаете потребность в нем;
  ·        жестикуляция не должна быть непрерывной, не каждая фраза требует жеста;
  ·        управляйте жестами, он не должен отставать от подкрепляемого им слова;
  ·        вносите разнообразие в жестикуляцию, не пользуйтесь одними и теми же жестами во всех случаях;
  ·        жесты должны отвечать своему назначению, их форма и интенсивность должны соответствовать произносимым словам;
  ·        во время устного изложения материала не следует думать о жестикуляции. Вопросы жестикуляции необходимо отработать заблаговременно.

                                              Вернуться к "Ораторскому искусству"

 

 

 

Hosted by uCoz