ЯЗЫК  И СТИЛЬ  РЕЧИ

 

Известно, что простота и ясность речи зависит от двух факторов: досконального знания предмета и языковой формы его изложения, то есть построением фраз и словосочетаний.
         Нужно знать состав аудитории и  уровень подготовки студентов. Это определит, какими терминами  может пользоваться преподаватель.
         Необходимо стремиться говорить короткими фразами, при этом материал легче воспринимается и лучше запоминается. Впечатление непринужденного разговора усиливается вводными словами «предположим», «допустим» и т.д.
         Полезно использовать особую форму повелительного наклонения (апеллятивы), связывающую преподавателя с обучающимися: «возьмем», «рассмотрим», «представим», «перейдем» и т.д.
         В речи преподавателя целесообразно использовать различные восклицания, повторы, вопросы, например, «В чем же заключается суть проблемы?»,  «Обратите внимание!», «Запомните, это важно!» и т.д. К сожалению, отдельные преподаватели используют словесные штампы и лишние слова, не несущие никакой смысловой нагрузки. Не редкостью являются и слова-паразиты: «вот», «значит», «именно», «так сказать». От них нет никакой пользы. Они лишь затрудняют понимание материала, а в ряде случаев вызывают раздражение слушающих.
         Преподаватель не должен нарушать языковые нормы. При использовании числительных нужно проявлять внимательность. Так, говорят: трое студентов, но три кафедры, или четверо преподавателей, но четыре человека и т.д.
         Крайне необходима правильность произношения слов: агентваловый,  доллар,  инструмент, квартал, километр, мощностей, обеспечения и т.д.
         Качество речи преподавателя характеризуется ее богатством, краткостью, ясностью, точностью и эмоциональностью. Богатство речи – ее гибкость, оригинальность, вразумительность, умение пользоваться всеми ресурсами языка. Оно определяется высокой общей культурой говорящего, его эрудицией и опытом, умением использовать синонимы, избегать штампов и канцеляризмов. Точность речи – ее полное соответствие замыслу говорящего. Точность и ясность речи, как правило, сочетаются с краткостью и лаконичностью. Многословие свидетельствует о смутном представлении говорящего о теме выступления. Говорить кратко и сжато – весьма непросто. Этому необходимо специально учиться.  Эмоциональность речи стимулирует чувства слушающего, приобщает его к  чувствам преподавателя.
        В речи может быть использована гипербола, т.е. намеренное преувеличение, либо перифраз, т.е. замена лица ссылкой на его существенные признаки. Например «царь зверей» вместо «лев», или  «храм науки», вместо «университет» и т.д. Целесообразно в ряде случаев использование эпитетов, помогающих ярко обрисовать предмет или явление, например «великий ученый», «огромная скорость», «скромные результаты», «большой успех».
        Важно знать, что в языке существуют законные варианты форм отдельных слов, например: много народа и много народу,  в цехе и в цеху, слесари и слесаря, тракторы и трактора, директоры и директора. Таких форм довольно много. Необходимо  их знать и умело пользоваться.
        Эффективным средством  эмоционального воздействия на студентов являются шутки, юмор и смех. Это  средства разрядки, привлечения внимания студентов. Злоупотреблять ими нельзя, ибо в некоторых случаях они вместо пользы они могут принести вред.
        Начинающим педагогам можно рекомендовать  самостоятельную работу над языком в два этапа. Во-первых, овладение системой норм литературного языка, во-вторых, освоение языковых средств и приемов выразительности речи. Второй этап весьма важен – именно здесь закладываются основы речевого мастерства преподавателя. Целесообразно при этом  обратиться к поэтическим произведениям, где можно научиться точному и лаконичному построению образа.

                                                   Вернуться к "Ораторскому искусству"

 

Hosted by uCoz