С помощью голоса преподаватель передает обучаемым свои мысли, чувства и убеждения. Он должен научиться управлять своим голосом, или, как иногда говорят, «поставить голос». Постановка голоса, так же как выработка дикции, требует систематической тренировки. Хорошо поставленный голос должен обладать следующими качествами и свойствами:
· благозвучностью, то есть преобладанием в речи металлических оттенков и отсутствии носовых,
· широтой диапазона, то есть издавать звуки от нижней ноты до верхней,
· выносливостью, то есть способностью говорить длительное время без усталости,
· силой, то есть способностью обеспечить хорошую слышимость своей речи во всех частях аудитории,
· гибкостью, то есть способностью менять высоту и окраску звука.
Итак, голос является главным инструментом, связи преподавателя с аудиторией. Поэтому каждому преподавателю необходимо не только умело использовать этот инструмент, но и беспокоиться о его работоспособности. Не секрет, что существует ряд профессиональных заболеваний педагогов, связанных с дыхательным и голосовым аппаратом. Именно поэтому преподаватели должны следить за состоянием своего здоровья и периодически обращаться к отоларингологу за консультациями.
Вернуться к "Ораторскому искусству"