Для проведения глубоких и всесторонних педагогических исследований начинающий педагог еще не имеет необходимых знаний и опыта, поэтому на первых шагах своей деятельности проводить их не может. Вместе с тем, некоторые относительно простые исследования ему вполне доступны.
Ниже будут приведены некоторые рекомендации, которые уже в самом начале позволят начинающему педагогу проводить несложные исследования отдельных сторон педагогического процесса и создадут базу для получения знаний и умений в этой области. Рекомендации будут ориентированы на те исследования, которые связаны с проведением занятий. Исследования, связанные с деятельностью кафедры, факультета и вуза в целом затрагиваться не будут.
Любые научные исследования требуют, прежде всего, анализа исследуемого объекта. Учтем, что объектом исследования является коллектив обучающихся, который развивается и совершенствуется. Новые коллективы обучающихся, приходящие на смену закончившим обучение, отличаются от своих предшественников и поэтому требуют новых исследований. Преподаватель, проводя занятия должен контролировать деятельность обучающихся, оперативно оценивать уровень их подготовки и корректировать свои действия в соответствии со складывающейся обстановкой. Таким образом, приходим к заключению, что педагогические исследования должны проводиться непрерывно. Это одна из главных особенностей педагогических исследований.
Научные исследования требуют измерений. Педагогические измерения имеют существенные особенности, так как они связаны с психологическими и социологическими особенностями отдельных личностей и коллективов. Вопросам полноты и достоверности результатов измерений необходимо уделить существенное внимание.
Наконец, преподаватель в процессе своей деятельности может совершать ошибки, принимать решения, которые не в полной мере соответствуют складывающейся обстановке. Одной из задач любого преподавателя является самосовершенствование, изживание имеющихся недостатков, развитие своих педагогических достоинств.
Итак, приходим к выводу, что педагогические исследования преподавателя должны проводиться непрерывно, обеспечить объективное и всестороннее оценивание коллектива обучаемых и самоконтроль преподавателя. Именно этим вопросам будет посвящен последующий материал.
Переход к "Педагогическим измерениям" Переход к "Анкетированию"
Возврат на первую страницу