АНКЕТИРОВАНИЕ
 

Любое анкетирование представляет собой один из частных способов педагогических измерений. При этом предполагается получение тех или иных количественных результатов, характеризующих отдельные стороны учебно-воспитательного процесса. В качестве исходных данных при этом выступают результаты измерений отдельных параметров учебно-воспитательного процесса, полученные при анкетировании.
      Дать исчерпывающий ответ на  вопрос, как провести анкетирование, в современных условиях не представляется возможным, так как проблема измерений в педагогических исследованиях еще далека от своего полного решения. Однако уже выработалась определенная методика, позволяющая сформулировать ряд рекомендаций, обеспечивающих удовлетворительное качество измерений.
        Вопрос о том, что измерять, должен решить сам исследователь, исходя из целей исследований и их существа. Предварительно нужно четко и однозначно выбрать цель измерения и определить параметры той величина, которых будет измеряться.
      В связи с тем, что учебно-воспитательный процесс представляет собой сложную организационно-  техническую структуру, которая описывается множеством разнообразных параметров, выбор цели исследований зачастую может быть неоднозначен.
      Поэтому, при выборе цели исследования необходимо выявить и обобщить мнения наиболее подготовленных и опытных преподавателей и руководителей. При этом, чем более объемными и сложными являются планируемые исследования, тем больше внимания необходимо уделить определению цели измерений. Выбор цели измерений тесно связан с определением показателя (или показателей), соответствующего выбранной цели. В вопросе выбора показателя тоже нет однозначного ответа. Такие показатели могут быть прямыми и косвенными. Важнейшей задачей измерительного процесса является обеспечение необходимой достоверности результатов. Уже при определении цели измерений и выборе показателя нужно спрогнозировать достоверность ожидаемых результатов.
        Анкетирование предполагает разработку специальных анкет, на основе которых происходит получение количественных характеристик. С целью увеличения точности и достоверности измерений анкетирование целесообразно использовать в максимальной степени. Простейшие анкеты требуют альтернативного ответа "да" или "нет". В более сложных случаях исследуемым может быть предложено дать оценку в баллах либо указать один из нескольких вариантов ответов, либо ранжировать некоторые факторы и т.д.
          Анкетирование может предусматривать одну из трех целей:
          -самооценивание обучающихся,
          -контроль знаний обучающихся,
          -самоконтроль преподавателя.
          Самооценивание используют в тех случаях, когда исследователь хочет измерить параметры, связанные с субъективным состоянием обучающихся (определение мотивов учебной деятельности, выявление жизненных интересов, анализ желания проводить научные исследования и т.д.). Вопросы в анкете либо при собеседовании ставятся при этом в следующей форме: "Считаете ли Вы себя подготовленным к…", "Выскажите свое мнение о…","Оцените уровень своей готовности к…".
Контроль знаний обучающихся используется для выявления уровня полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков. При этом в анкете формулируются вопросы, связанные с изучаемым материалом. Чаще всего, в этом случае используется выборочный метод. Контролируемому предлагается выбрать из ряда возможных ответов правильный.
         Высокая степень объективности результатов педагогических измерений является важным элементом педагогических исследований. Зачастую дать количественную оценку объективности не представляется возможным в связи со сложностью и многогранностью исследований. Поэтому объективность должна обеспечиваться комплексом методов и приемов измерений. Во многом степень объективности зависит от самого исследователя и его подготовленности.
        Самоконтроль преподавателя необходим всегда.  Особенно важно контролировать свои действия начинающему педагогу, который еще не имеет большого педагогического опыта и вероятность появления ошибочных действий которого довольно велика.

Выскажем общие рекомендации, которые целесообразно учесть при обеспечении объективности измерений.

Переход  к "Самооценке студента"  Переход к  "Типам  анкет"  Переход к "Самоконтролю преподавать,"

                                                 Возврат  к "Исследованиям"

 

Hosted by uCoz