При проведении анкетирования необходимо выполнить ряд условий, обеспечивающих получение достаточно достоверных результатов.
Анонимность измерений
Если вопросы анкеты затрагивают личные чувства и интересы опрашиваемого, то необходимо стремиться получить анонимные ответы. В этом случае предпочтительно проводить массовое анкетирование в масштабе учебной группы. Все анкеты должны быть абсолютно идентичны, и должны исключать их идентификацию с отдельными личностями. Опрашиваемые должны быть полностью уверены, что результаты ответов не нанесут ему какого-либо вреда или ущерба. Перед началом анкетирования исследователь должен объяснить, с какой целью оно проводится, ориентировать группу на высказывание своих личных мнений с целью минимизации влияния опрашиваемых друг на друга.
Обеспечение равнозначности внешних условий измерений
Измерения уровня знаний и умений, мотивов действий и т.д. должны проводиться по возможности в равноценных условиях. Величины учебных групп должны быть примерно одинаковы и другие условия должны быть равноценными. Например, условия будут неравноценными, если в одних группах студенты будут заранее предупреждены о факте и теме анкетирования, а в других такое анкетирование будет произведено неожиданно. Или, например, измерения уровня умений в одних группах проводится до проведения практики, а в других - после практики. В связи с этим исследователь должен тщательно анализировать условия проведения измерений и обеспечивать их равноценность.
Тщательный подбор вопросов анкеты
Вопросы анкеты должны быть хорошо продуманы и сформулированы таким образом, чтобы исключить их двусмысленность и возможность двусмысленного ответа. Такая формулировка вопросов вызывает определенные трудности и требует соответствующего опыта и подготовленности педагога-исследователя. Поэтому целесообразно предварительно обсудить вопросы со своими коллегами и, если это необходимо, произвести пробное анкетирование.
Ниже даются некоторые рекомендации, ориентирующие читателя в выборе содержания и оформления анкет.
Для того, чтобы облегчить формулирование ответа на вопрос, его целесообразно сформулировать так, чтобы можно было ответить односложно - "да" или "нет". Если измерения будут подвергаться статистической обработке, необходимо обеспечить действительную равноценность поставленных вопросов. К сожалению, это далеко не всегда удается, особенно если вопросы носят сложный характер.
Как правило, анкеты обеспечивают измерение параметров учебного процесса либо по номинальной, либо по порядковой шкале.
Анкеты, предусматривающие измерения по номинальной шкале должны требовать ответа либо "да", либо "нет".
Пример 1.
Хотите -ли Вы быть полезны обществу?
Пример 2.
Кем Вы хотите стать? |
да |
нет |
1 |
Бизнесменом |
|
|
2 |
Общественным деятелем |
|
|
3 |
Научным работником |
|
|
4 |
Специалистом в избранной области |
|
|
5 |
Преподавателем |
|
|
Анкеты, предусматривающие измерения в порядковой шкале должны требовать выбора из нескольких вариантов ответов.
Приведем примеры подобных анкет.
Пример 3.
Укажите важность учебной дисциплины в баллах (1,2,3,4,5), причем 1 - наиболее важная дисциплина, 5-наименее важная.
№ |
Дисциплина |
балл |
1 |
Математика |
|
2 |
Физика |
|
3 |
Информатика |
|
4 |
Экономика |
|
Пример 4.
Выскажите свое мнение о преподаваемой учебной дисциплине (обведите кружком цифру).
Полезная |
4 3 2 1 |
Бесполезная |
Трудная для понимания |
4 3 2 1 |
Легкая для понимания |
Материал новый |
4 3 2 1 |
Повторяет сведения из других дисциплин |
Содержит много практических советов |
4 3 2 1 |
Носит чисто теоретический характер |
Сопровождается многими иллюстрациями |
4 3 2 1 |
Иллюстраций практически нет |
Могут быть разработаны анкеты, позволяющие сделать заключение об отношении к тем или иным учебным дисциплинам, о мнениях студентов, характеризующих взаимосвязь отдельных дисциплин, о важности отдельных учебных дисциплин. Все это позволяет как бы заглянуть во внутренний мир студентов, а учет этих сведений дает возможность более целенаправленно построить не только учебную, но и воспитательную работу со студентами.
Выбор количества градаций в измерительной шкале
В настоящее время в педагогических измерениях чаще всего используется шкала с 4-мя градациями (4-х бальные оценки). Для относительно неточных измерений такое количество градаций вполне приемлемо. Однако, многие преподаватели считают это количество градаций недостаточным и неявно используют большее количество градаций, добавляя к численной оценке знаки "+" или "-".
По существу, они переходят к измерению параметров учебно-воспитательного процесса в шкале с 8-ю градациями. Такое количество градаций позволяет более точно произвести измерения, что обеспечивает более высокую достоверность результатов измерения. Поэтому при проведении исследований необходимо стремиться использовать шкалы с 8-10 градациями. Большее количество градаций использовать не целесообразно, особенно в тех случаях, когда измеряемые параметры трудно поддаются формализации и несут в себе элементы субъективизма. Педагог-исследователь должен выбрать такое количество градаций измерительной шкалы, которое в наибольшей степени соответствует решаемой задаче.
Проверка добросовестности ответов на поставленные вопросы
Отдельные лица, подвергающиеся анкетированию, могут проявить недобросовестность и формализм при ответах на вопросы. С целью уменьшения количества таких лиц, перед началом измерений целесообразно разъяснить цель и важность проводимых исследований. Необходимо помнить, что анонимность анкетирования повышает правдивость ответов. Кроме того, в состав вопросов могут быть включены такие, ответы на которые очевидны, либо вопросы, ответы на которые наверняка противоположны ответам на другие вопросы. Первый этап обработки таких анкет будет состоять в том, что чтобы отбраковать анкеты с противоречивыми ответами.
В целом, проблема обеспечения добросовестности ответов на вопросы анкеты в настоящее время не решена. Поэтому здесь важен неформальный подход и учет конкретных условий.
Другие приемы постановки вопросов в анкетах
Для установления эрудиции и интеллектуального развития студентов в анкетах могут быть поставлены и другие вопросы. Например: укажите фамилии трех (четырех) ученых мирового класса; укажите фамилии трех (четырех) ученых по специальности Вашей подготовки; запишите названия нескольких книг по специальности Вашей подготовки, которые Вы недавно прочитали; приведите фамилии нескольких ученых нашего вуза, которые работают в области Вашей специальности и т.д.
Естественно, приведенные рекомендации не охватывают все возможные варианты составления анкет и носят частный характер. Исследователь сам должен решить, какая анкета в максимальной степени удовлетворяет его замыслу.
Возврат к "Анкетированию"