САМОКОНТРОЛЬ  ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Самоконтроль  преподавателя можно разбить на две части.  Во – первых, оперативный самоконтроль в ходе проведения занятий и итоговый самоконтроль после принятия экзаменов или зачетов.  Основным мерилом преподавательского мастерства являются результаты обучения студентов – их знания и умения, полученные в процессе проведения занятий, а так же коллективное мнение студентов о преподавателе, как личности, способной обучать и воспитывать студентов. Здесь есть определенные детали, которые необходимо обязательно учитывать.
       Непосредственный опрос студентов о качестве проведения  занятий студентами самим преподавателем неприемлем, по моральным и психологическим причинам. В процессе проведения  занятий студенты зависят от преподавателя и  ожидать от них объективных ответов не приходится.  Кроме того, такой опрос преподавателя может рассматриваться студентами как заискивание и нанесет существенный урон авторитету преподавателя  Поэтому, можно предложить следующее.
         Во-первых, преподаватель  в течении семестра  накапливает сведения о своей деятельности из двух основных источников.
       Это самонаблюдение и самоконтроль, зафиксированные письменно в виде записей.  Могут быть зафиксированы такие факты как большое количество вопросов, заданных на конкретном занятии; просьбы сбавить темп проведения занятия; просьбы повторить какие  либо определения; мнения, высказанные студентами на перерывах в непринужденной беседе и т.д. Кроме того, преподаватель должен производить самооценку проведенных  занятий и фиксировать свои упущения.
        Во-вторых, производится анкетирование студентов после приема экзаменов или зачетов. Подчеркнем, что такое анкетирование должно производится именно после приема экзаменов или зачетов. В этом случае студенты не чувствуют себя  обязанными и ответы будут объективными. Вопросы, вынесенные в анкету в этом случае, не должны касаться личности преподавателя. Они должны быть связанными с материалом занятий, которые проводил преподаватель. Например, могут быть поставлены такие вопросы: удачно ли были подобраны примеры, которые выносились на занятия,  поучили ли Вы пользу от проведенных занятий,  были ли на занятиях  задачи, которые повторяют пройденный ранее материал; нормальным ли был темп проведения занятий; получили ли Вы необходимые практические (умственные) умения; сможете ли Вы применить полученные знания на практике и т.д. Ответы на такие вопросы в совокупности с ранее зафиксированными  фактами дают богатый материал для размышления и позволят начинающему педагогу  устранить замеченные недостатки и усовершенствовать свое педагогическое мастерство.

                                                     Перейти к "Анкетированию"

 

 

 

Hosted by uCoz