НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ И 
УМСТВЕННОЕ  РАЗВИТИЕ  СТУДЕНТОВ

   Известно, что любое обучение без воспитания невозможно. Уже выдающиеся мыслители древности хорошо понимали этот факт. Знаменитый ученый и мыслитель Древней Греции Аристотель отмечал: «кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед». Обучая, каждый преподаватель должен в полной мере учитывать это положение. Однако возникает вопрос о том, какое воспитание должен получить обучающийся? Если в результате воспитания вырастает эгоист, безразличный к интересам своих товарищей человек, нелюбознательная и пассивная личность – это одно. Если же в процессе воспитания формируется гражданин и патриот, человек, стремящийся познать новое, целенаправленная и активная личность – это совсем другое.

Воспитание человека – длительный, трудный и многогранный процесс. Более того, в высшие учебные заведения приходят молодые люди уже получившие определенное воспитание в средней школе. К сожалению, это воспитание далеко не всегда является идеальным. Поэтому в высшем учебном заведении часто встает вопрос не только о воспитании, но и перевоспитании отдельных студентов. Дать здесь какие-то общие рецепты невозможно. Те мысли, которые будут изложены ниже, являются поэтому скорее всего «информацией к размышлению», которая могла бы послужить некоторой основой для выработки у начинающих преподавателей своей, индивидуальной системы воспитательных действий и приемов.
         Центральным пунктом воспитания студентов является их нравственное воспитание, которое формирует такие качества как гражданственность, волю к достижению поставленной цели, честность и скромность, трудолюбие и дисциплинированность, уважение к старшим и товарищам и т.д. Вторым важным элементом воспитания студентов является их умственное развитие. Оно предусматривает выработку таких качеств как научное мировоззрение, любознательность и стремление к достижению новых знаний, творческий подход к делу (в частности к учебе), умение мысленно проникать в сущность явлений и процессов и т.д. Естественно, отделить различные виды, приемы и способы воспитания друг от друга невозможно. Они всегда выступают в единстве и взаимосвязи. Поэтому, отделение  нравственного воспитания от умственного развития носит в определенной степени условный характер.
          Отдельные вопросы воспитания студентов при проведении тех или иных видов занятий уже затрагивались в предшествующих разделах, однако они носили частный характер. Ниже будет сделана попытка сформулировать в обобщенной форме некоторые, на взгляд автора наиболее важные проблемы, связанные с воспитанием студентов.
          Прежде всего, начинающий преподаватель должен уяснить и использовать на практике три основных положения.
          Во-первых, для того чтобы воспитать у студента те или иные качества преподаватель должен поставить его в такие условия, когда эти качества потребовали бы своего проявления. Следовательно, воспитательные действия преподавателя необходимо тесно связать с конкретной самопроизвольно возникающей, либо созданной преподавателем обстановкой. Общие нотации, мало связанные с конкретными действиями студента, практических результатов не приносят. Рекомендовать здесь какие-либо приемы и способы невозможно в связи с многогранностью и разнообразием ситуаций, которые возникают в процессе обучения. Преподаватель обязан научиться анализировать происходящий процесс обучения, оценивать его различные стороны и проявления, изыскивать возможность применения тех или других воспитательных приемов. Более того, у разных преподавателей эти приемы могут иметь различное проявление и отражать его личные качества и особенности.
         Во-вторых, важнейшим элементом воспитания является высокая требовательность преподавателя. Эта требовательность должна носить принципиальный характер  и не превращаться в мелкие придирки по отдельным, зачастую второстепенным вопросам. Высокая требовательность сочетается с глубоким уважением и даже, если хотите, с любовью к обучаемым. Переход к нудным наставлениям, чтение морали, тем более, неуважительное отношение к студенту со стороны преподавателя, совершенно недопустимо.
         В-третьих, важнейший элемент нравственного воспитания состоит в реализации принципа «делай, как я». Реализовать этот принцип невозможно без завоевания преподавателем авторитета среди студенческой массы. При наличии у преподавателя высокого авторитета, обучающиеся вольно или невольно стремятся ему подражать. Такой авторитет приобрести не так просто. Для этого преподаватель сам должен быть образцом нравственного поведения. Всякая, даже мелкая фальшь, тем более, проявление грубости, нетактичности, недобросовестности, расхождение между словом и делом и другие негативные личные качества немедленно дают отрицательный эффект и отталкивают студентов от общения с данным преподавателем. Верным признаком высокого авторитета преподавателя является отношение к нему студентов. Если они уважают преподавателя, надеются на его помощь, уверены, что получат квалифицированные ответы на учебные, а может быть и бытовые вопросы, то  «идут» к преподавателю. Если же они стремятся избежать общения, то это верный признак низкого авторитета преподавателя.
           Важным моментом в воспитании студентов является стимулирование их работы в процессе обучения. Наиболее широко распространены два средства такого стимулирования – выставление оценок в журнал и словесное оценивание действий студентов на занятиях. Оценивание работы студентов -  важное, но обоюдоострое оружие. Преподаватель обязан учитывать, что выставление оценки есть важный воспитательный акт. Во всех случаях обучающийся должен хорошо понимать, что оценка выставлена ему справедливо, даже если он ей недоволен. Поэтому, выставляя оценку, особенно если она невысокая, преподаватель должен четко разъяснить, за что конкретно оценка снижена, в чем конкретно состоят пробелы в знаниях опрашиваемого. Весьма полезно при этом высказать рекомендации, как ликвидировать выявленные пробелы: повторить записи, имеющиеся в конспекте, изучить методику проведения эксперимента, прочитать материал, изложенный в учебном пособии и т.д. Только в этом случае у обучающегося будет стимул к ликвидации выявленных при опросе пробелов, только в этом случае у него возникнет необходимость проработать учебную литературу, прийти на консультацию к преподавателю либо выяснить непонятный вопрос у своего товарища. Увлечение выставлением негативных оценок, пренебрежение анализом причин пробелов в знаниях студентов, огульные нотации за плохую успеваемость дают отрицательный эффект, не способствуют возбуждению у обучающегося стремления к добыванию знаний.
           Наряду с выставлением оценки в журнал, хорошим воспитательным приемом является краткое словесное одобрение или, напротив, осуждение действий обучаемого на групповом или лабораторном занятии. Данный прием не требует от преподавателя больших усилий и затрат времени. Вместе с тем, прием этот весьма эффективен, так как те или иные действия студента оцениваются перед коллективом, в котором он учится. Такое оценивание более эмоционально воспринимается студентом  и, как правило, оказывает существенное воспитательное воздействие не только на него лично, но и на всех присутствующих.
           Подчеркнем, что несправедливое оценивание, предвзятое отношение, мелкие придирки ведут к тому, что преподаватель теряет свой авторитет в студенческом коллективе и воспитанию студентов наносится существенный вред. Преподаватель должен иметь в виду, что нравственное воспитание это сложный, многообразный и длительный процесс. Воспитание – результат целенаправленного действия всех педагогов вуза. Быстрых успехов здесь ожидать не приходится.


         Вторая существенная сторона воспитания - умственное развитие обучающихся. Можно выделить три основных компонента такого воспитания: научность обучения, формирование творческого подхода к учебе и усиление мотивации обучения.
          Научность обучения складывается из нескольких составляющих.
          Во – первых, научность обучения означает, что все знания, которые преподаватель преподносит, находятся в строгом соответствии с данными современной науки и, следовательно, позволяют адекватно отразить внешний мир в сознании обучающихся. Кроме того, эти знания могут быть использованы не только в сегодняшних условиях, но и являются существенным заделом на будущее.
          Во - вторых, научность обучения означает, что преподаватель в процессе проведения занятий в полной мере пользуется общей научной методологией, а также методологией той науки, которая изучается. Главное внимание при этом должно быть уделено раскрытию фундаментальных положений изучаемого материала, пониманию его сущности, а не внешним проявлениям. Отдельные положения должны быть глубоко и всесторонне доказаны как на основе фактического материала, так и путем построения и анализа различных моделей, чаще всего математического характера. Научное изложение материала развивает у студентов абстрактное мышление, вырабатывает у них способность мысленно проникать внутрь процессов и явлений, за отдельными фактами видеть их внутреннюю сущность.
          В-третьих, научность обучения предполагает системный подход  к изложению и изучению материала. Это значит, что рассматриваемые вопросы изучаются не в отрыве от других процессов и явлений, а в тесной связи и взаимозависимости друг с другом. Такие связи могут быть  слабо влияющими, либо сильно влияющими на сущность изучаемых явлений и процессов. Преподаватель должен выделить наиболее существенные из этих связей, обратить на них внимание и разъяснить их сущность.
         Одна из важных особенностей современной науки состоит в том, что устанавливаются и развиваются связи между такими науками, которые в прошлом были мало связаны друг с другом. Примером такой полинаучной дисциплины может быть искусственный интеллект, предусматривающий моделирование интеллектуальной деятельности человека с помощью электронных вычислительных машин. Вторым примером может быть механотроника, рассматривающая работу механических устройств под управлением встроенных управляющих электронных устройств.
         Наконец, в-четвертых, научность обучения заключается в том, что различные процессы, технические устройства и системы рассматриваются в историческом плане, в процессе их развития и совершенствования. Такой подход позволяет не только уяснить историческое прошлое, глубоко понять настоящее, но и предвидеть будущее.
          Высокий научный уровень обучения формирует у студентов не только единую современную методологию решения отдельных частных задач, но и способствует быстрому и глубокому восприятию новых научных идей, формирует способность переносить имеющиеся знания на новые объекты. Глубокая научность обучения позволяет подготовить специалистов высокого уровня, обладающего способностью анализировать сложные процессы и явления. Вырабатываются новые качества, необходимые для будущей инженерной, научной, организаторской и другой профессиональной деятельности.
          Одной из важных задач умственного развития студентов является формирование у них творческих способностей, умения решать не только типовые, стандартные задачи, но и применять свои знания и умения в нестандартных условиях. Для этого преподаватель, например, выдавая задания на занятиях, может сформулировать его не так, как на лекции, а в новой малознакомой студенту форме. Конечно, решение таких задач не должно превращаться в разгадывание шарад и ребусов. Поэтому, как уже говорилось выше, перед началом решения задачи целесообразно обсудить со студентами пути ее решения. Именно в это время возникают новые идеи, формируются нестандартные пути решения задач, развивается творчество.
            Наиболее подготовленным студентам могут быть заданы задачи повышенной трудности и рекомендована для изучения литература, выходящая за пределы программного материала. Во время курсового проектирования отдельным студентам целесообразно выдавать более сложные задания, требуя от них не только воспроизведения материала, который изучался на лекциях и других занятиях, но и самостоятельной работы с новыми литературными источниками. В этих условиях происходит поиск новых научных знаний. Работа студента приближается по своему характеру к научно – исследовательской деятельности. Она в значительной степени способствует его умственному развитию.
            Наконец, важная задача преподавателя состоит во всемерной заботе об усилении положительной мотивации обучения. Известно, что в учебной деятельности можно выделить два вида мотивации. Во-первых, мотивация учения, связанная с широкими социальными и моральными  мотивами(социальный долг, стремление овладеть основами науки, желание получить хорошую профессию и т.д.). Во-вторых, мотивация, связанная с самим процессом обучения (любознательность, стремление узнать новое, удовлетворение от сознания расширения своих знаний и т.д.). На начальных этапах обучения преподаватель должен вызвать интерес к дисциплине за счет новизны материала, его практической ценности, возбудить желание использовать преподаваемый материал в своей дальнейшей деятельности. В дальнейшем мотивация может поддерживаться как за счет методики изложения материала,   так и за счет его содержания.
Известно, что любовь к учебной дисциплине наиболее частое определяется личными качествами преподавателя. Поэтому важно заработать у       обучающихся авторитет, о чем уже говорилось выше. Ясно, что четкое и доходчивое изложение вызовет у студентов невольное уважение, как к преподавателю, так и к материалу, который преподается, и выступает как важный фактор мотивации обучение. На совести преподавателя выявление тех,  у которых положительная мотивация обучения недостаточная и проведение с ними индивидуальной воспитательной работы.

Выше были рассмотрены только некоторые, основные, наиболее важные вопросы воспитания студентов в процессе обучения. На практике это сложный и довольно продолжительный процесс, который протекает в разных формах, начиная из вступительных испытаний и кончая получением диплома о высшем образовании.

                                                      Возврат  к  "Содержанию"

 

Hosted by uCoz