ПЕРВОЕ  ПРАКТИЧЕСКОЕ
 ЗАНЯТИЕ

   

      Практические занятия имеют много общего с лабораторными занятиями а именно: работа на технике, большая степень самостоятельности, необходимость консультаций преподавателя. Поэтому многие методические приемы, которые применяются на практическом занятии, мало отличаются от соответствующих приемов, характерных для лабораторных занятий. Вместе с тем целевые установки практического занятия существенным образом отличаются от целевых установок лабораторного занятия. Они состоят не в исследовании тех или других явлений и процессов, которые происходят в приборах и системах, а в выработке практических умений и начальных навыков в применении, эксплуатации и ремонте  техники. При этом, естественно, закрепляются те или иные теоретические положения.  Подчеркнем, что умения и навыки, полученные на практических занятиях, не только являются самоцелью. В последующих занятиях они должны служить средством, инструментом для решения других, более сложных задач. На лабораторных же занятиях отдельные элементы исследований носят завершенный характер. Здесь главная задача состоит в том, чтобы обучающийся четко представил  теоретические положения,  изложенные на лекции. Подобные цели на практическом занятии не ставятся. Пусть, например, на практическом занятии отрабатываются вопрос поиска места отказа в каком-то устройстве технической системы . Цель данного занятия состоит в том, чтобы приобрести умение и навыки в выполнении служебных обязанностей инженера, который эксплуатирует данную систему .
        Практические занятия имеют несколько разновидностей, основными из них являются такие:  освоения типичных действий на  технике: включение, выключение,  настройка, проведения функционального контроля, регламентное обслуживание, поиск места отказа в типичных заменяемых элементах и т.п.; отработки нормативной документации: составление  актов и дефектных ведомостей, оформления рекламаций и документов на получение или списание техники и т.п.;  отработка нормативов на выполнение тех или других действий, то есть тренировка.
         В качестве материальной базы практических занятий могут быть использованы реальные образцы техники, или специально разработанные установки, например, тренажно-имитационные устройства, которые содержат в своем составе элементы систем. Практические занятия, как и все другие, требуют значительной предварительной подготовки. Прежде всего, нужно глубоко усвоить целевые установки занятия и хорошо знать аппаратуру, на которой они будут проходить. Это, как правило, приборы, устройства  и системы различной техники. Их изучение требует значительных усилий и времени.
         Особенность здесь состоит в том, что указанные приборы требуется знать не только теоретически, но и уметь выполнять на них работы, предусмотренные техническими условиями и эксплуатационной документацией. Преподаватель обязан самостоятельно выполнить все действия,  предусмотренные планом проведения практического занятия. Больше того, такие действия необходимо выполнить неоднократно, чтобы   выработать у себя соответствующие навыки. Это необходимо для того, чтобы в процессе проведения занятия преподаватель имел существенное преимущество перед студентами не только в области теоретической подготовки, но мог бы быть образцом в выполнении практических действий. В особенности это важно при проведении тренировок и выполнении функционального контроля, регламентном обслуживании, поиске места отказа. В этих случаях действия преподавателя должны быть доведены до автоматизма. Именно здесь он в полной мере реализует принцип -   "делай, как я".
        В процессе подготовки к занятию преподаватель должен оценить время, необходимое для выполнения студентами разнообразных действий с учетом уровня их подготовленности. Нужно также выработать у себя личное мнение о наиболее целесообразной последовательности действий, которые ведут к цели кратчайшим путем. Это, во время проведения занятия, облегчит объективный контроль уровня подготовленности практикующихся студентов.
       При подготовке к занятию необходимо также учитывать следующие особенности.

В ряде случаев трудно объективно оценить действия студентов, поэтому вопросом контроля нужно уделить особое внимание. Если есть малейшая возможность, нужно оценить их действия  по объективным показателям: время поиска места отказа, или время решения задачи, выведение на печатное устройство результатов вычислений, скорость набора информации на клавиатуре, соответствие нормам параметров аппаратуры, точность произведенных измерений и т.п. Если объективная оценка затруднена, нужно заранее подготовить вопросы, которые предполагается задать для выяснения степени достижения цели занятия. В ряде случаев необходима фиксация времени выполнения действий, поэтому следует продумать, как это сделать: вручную или автоматически, используя средства документирования или специально разработанные измерительные приборы.
       Если при проведении лабораторных занятий основную роль играют контрольные отчеты, то на практических занятиях такие отчеты можно получить далеко не всегда. Хотя, если это возможно, например, при заполнении дефектной ведомости или составлении акта рекламации, нужно заранее заготовить образец соответствующего к документа.

Уже подчеркивалось, что методика проведения практических занятий во многом похожа на методику проведения лабораторных занятий. Однако коллоквиум, как правило, не проводится, задание доводится  заблаговременно при проведении других видов занятий. Во всяком случае преподаватель к началу проведения занятия должен быть уверен, что студенты хорошо представляют те действия, которые они должны отработать.
         В начале занятия, если это необходимо, следует лично продемонстрировать те приемы и действия, которые надо будет освоить.
        В процессе проведения практического занятия преподаватель выполняет три основных функции – учителя, консультанта и контролера. Выступая в качестве учителя, преподаватель должен руководствоваться принципом "делай, как я". Теоретические соображения о том, как нужно выполнить то или иное действие, здесь неуместны. Наиболее ярко эта функция проявляется на начальных этапах освоения студентами практических действий.
        Консультантом преподаватель выступает в тех случаях, когда начальные умения и привычки студентами уже усвоены и необходимо их усовершенствовать.
        Контрольные функции наиболее важны при проведении тренировок, отработке  нормативов и т.п.
Консультации преподавателя на практических занятиях сводятся к демонстрации тех или других приемов и действий. При этом нужно учитывать, что уровень подготовленности преподавателя и студента к выполнению тех или других практических действий, как правило, существенным образом отличается. Поэтому некоторые преподаватели, консультируя практикантов, непроизвольно выполняют действия в весьма высоком темпе. Студент не может в этом случае осознать существо выполненных действий. Необходимо следить за собою и обеспечить такой темп демонстрирования действий, чтобы студент осознал их существо.
       Во многих случаях практические занятия проводятся непосредственно на технике.  Студенты должны предварительно ознакомиться с своими функциональными обязанностями, владеть начальными умениями и навыками в работе на технике. Это один из наиболее сложных видов практических занятий, на которые преподаватель несет большую нагрузку. Он должен не только хорошо знать функциональные обязанности инженеров и техников, выполнять функции руководителя, но и вместе с тем оперативно оценивать действия студентов.
В процессе практических занятий формируется образ того или другого устройства или образца техники. Необходимость в этом возникает в случае, если в составе систем  управления  широко используется  вычислительная техника. Это характерно, например, для конвейерного и роботизированного производства.
Создания образа механических, электрических, пневматических и других аналогичных устройств особой трудности не вызовет. Это связано с тем, что их функционирование можно наблюдать  непосредственно или с помощью приборов.
      Действия же вычислительных средств непосредственно наблюдать нельзя. Поэтому процессы переработки информации воспринимаются опосредствованно на этапах осмысления. Создать мысленный информационно - логический образ устройства, которое перерабатывает информацию, довольно трудно. Можно, конечно, использовать специальные структурные или функциональные схемы, однако, динамику работы устройства они отображают слабо и  не всегда эффективно. Поэтому на кафедрах могут создаваться специальные макеты, которые в динамике разрешают проследить функционирование средств, которые перерабатывают данные.
       Прекрасными возможностями для создания таких макетов обладают современные персональные вычислительные машины. В многих случаях можно использовать реальные образцы устройств, в особенности если они имеют средства отображения и документирования.
Достаточно эффективно можно формировать динамический образ для комплексов средств автоматизации.
Работая на указанных выше средствах, студенты не только приобретают практические привычки, но и формируют в своем сознании некоторый мысленный образ этого устройства. Его сущность состоит в том, что условно, в укрупненной форме воссоздается процесс переработки информации, которая происходит в действительности в вычислительных средствах.
        Проведение практических занятий, направленных на формирование мысленных образов, имеет существенные трудности, в особенности для начинающих. преподавателей. Прежде всего необходимо, чтобы такой образ был сформирован в сознания самого преподавателя. Сделать это за короткое время невозможно, поэтому готовиться к проведению занятия, когда предусмотрено формирование образа некоторого объекта, следует заблаговременно.
        Вторая трудность состоит в том, что преподаватель не имеет эффективных средств выявления степени формирования такого образа в сознания студентов. Естественно поэтому, требуется довольно продолжительное собеседование со студентом, в процессе которого можно выяснить, сформировался ли такой образ. Краткая беседа, как правило, дает преподавателю слишком имело данных для оценивания. Ряд практических действий и результатов работы устройства обучающийся может просто механически запомнить и в краткой беседе правильно воспроизвести, что в полной мере не свидетельствует о степени формирования образа. К сожалению, проблема эффективного формирования динамических информационных образов разработана в педагогике  недостаточно.

Проблема объективного контроля обучающихся на таких занятиях на сегодня еще не решена. Оценка вырабатывается на основе субъективного мнения преподавателя, который наблюдает и оценивает действия практикующихся в разнообразных ситуациях.

Итак, первое практическое занятие проведено. Его итоги подводят приблизительно таким же способом, как после проведения лабораторного занятия.

                                                               Возврат   к  "Содержанию"

 

 

Hosted by uCoz