ПЕРВОЕ  ГРУППОВОЕ 
   ЗАНЯТИЕ

     

           Проведения первого занятия всегда вызовет волнения. Даже у опытных педагогов, когда они начинают занятия с новым контингентом, появляется чувство, которые можно определить словами "не в своей тарелке". Тем более у преподавателя, который не имеет опыта проведения занятий, возникают мысли: как войти в аудиторию, как сказать первые слова, будут ли его слушать или безразлично отвернутся, каким образом завоевать авторитет у студентов? Эта неуверенность возникает при входе к аудитории, когда группа молодых людей сопровождает преподавателя оценивающими взглядами. Тут-то и должна выручить тщательная подготовка, о которую говорилось выше. Такая подготовка придает преподавателю уверенность в себе.
         Подготовленные записи должны дословно фиксировать те первые слова, которые необходимо сказать студентам, те первые действия, которые нужно выполнить. Их надо знать наизусть. Умения четко и эффективно начать занятие дастся не сразу, оно достигается в процессе приобретения опыта. Тем более, начинающему преподавателю нужно обратить на эту деталь особое внимание.
         Прежде всего, преподаватель здоровается с учебной группой. На первый взгляд ничего особого здесь нет. В действительности этот ритуал имеет глубокий смысл. От того, как преподаватель произнесет фразу: "Здравствуйте, товарищи студенты!", возникают первые глубокие психологические впечатления у обучающихся. Часто они остаются в памяти на много лет.
        Первые слова должны быть громкими и четкими, преподаватель должен выглядеть молодецки, поведение – уверенным. Это невольно вызовет уважение студентов, задает нужен тон в проведении занятия, обеспечивает поддержание высокой дисциплины и необходимого порядка, формирует в сознания студентов первые положительные черты образа нового  преподавателя.
Неопрятный внешний вид, нечеткое произношение слов, невыразительная постановка задачи, элементы неуверенности в своем поведении –  все это не оказывает содействия формированию авторитета преподавателя. Отношения к преподавателю невольно переносится на предмет, который изучается, и отрицательно воздействует на освоение учебной дисциплины.
        С первых минут общения со студентами необходимо своим поведением дать им понять, что преподаватель – это, прежде всего, старший товарищ, главная задача которого состоит не в провозглашении истин, а в предоставлении всяческой помощи студентам при овладении знаниями и приобретении умений и навыков.
        Важным моментом является формулирование темы занятия и его целевых установок. Тема должна быть сформулирована сжато, но в полной мере отображать существо решаемых задач. Необходимо четко определить цель занятия и напомнить, какие исходные знания нужны, чтобы достичь этой цели.
        Спорным является вопрос, о необходимости систематического текущего контроля знаний обучающихся перед началом проведения занятия. Во многих случаях преподаватель прежде чем сформулировать задачу, задает два-три, обычно кратких, вопроса и требует от аудитории ответа на них. С одной стороны, при этом обеспечивается некоторый контроль знаний студентов и вместе с тем расходуется дорогое учебное время. Видимо, целесообразность такого контроля нужно определить в каждом конкретном случае с учетом особенностей изучаемого материала, уровня подготовки студентов. Систематический контроль такого вида не целесообразен, за исключением случаев, когда студенты по тем или другим причинам не желают изучать данную дисциплину.
       Другое дело, когда преподаватель требует от студентов ответа на некоторые основные вопросы с целью подготовить их к восприятию существа задач, которые решаются на занятии. Это могут быть вопросы, связанные с формулированием основных законов, понятий, с общей методологией решения задачи, рассмотренной на лекции и т.п.
Если на данном занятии используются результаты предыдущего занятия, то нужно напомнить, в чем состоит их суть. В некоторых случаях необходимо использовать результаты решения задач, заданных на самостоятельную работу. Во всех этих случаях вопросы преподавателя должны быть продуманы, тщательно подобраны, целенаправленны по своему смыслу, а на ответы не следует тратить много времени.
        Если необходимо оперативно проконтролировать знание группы студентов, то более целесообразным является проведение кратких письменных летучек. Для их проведения необходимо немного времени, но  они обеспечивают высокую степень охвата контролем, вырабатывают умения сжато и четко формулировать свои мысли в письменной форме. Вопрос при этом должны быть ясными и предусматривать конкретные ответы. Летучки можно проводить или в начале занятия, при этом они имеют целью проконтролировать подготовленность студентов к данному занятию, или в конце занятия, при этом преподаватель старается обнаружить степень эффективности проведенного занятия. Проверка результатов такой летучки должна быть проведена как можно скорее, желательно в тот же день. Результаты проверки также следует быстро довести до контролируемых. Это важно потому, что с течением времени острота контроля снижается и, кроме того, по результатам нельзя уже принять оперативных мер.
В современных условиях необходимо стремиться проводить текущий контроль с использованием автоматизированных контролирующих систем, которые реализуются на ЭВМ. Их применение разрешает достаточно оперативно и глубоко проверить знание студентов при малых затратах учебного времени и исключить субъективность в оценивании знаний. Естественно, такой подход требует от начинающего преподавателя дополнительной предварительной подготовки.
Один из важнейших моментов в проведении занятия состоит в оценивании знаний студентов. Начинающий преподаватель должен хорошо понимать роль и значение процесса и результатов выставления оценки на основе проведенного контроля. Оценка может быть мощным стимулом в работе над материалом, но способна также вызвать неприязнь к преподавателю и к той учебной дисциплине, которую он преподает. Главное состоит в том, чтобы оценки были справедливые и оказывали содействие активизации учебной деятельности.
        Начинающий преподаватель может допустить формализм при выставлении оценки. Так, иногда ему кажется, что отрицательная оценка будет  воздействовать на активизацию работы студента. К сожалению, такое случается далеко не всегда. Нужно иметь в виду, что главное состоит не в факте выставления оценки в журнал, а в том, чтобы студенты четко понимали, что их знания оцениваются справедливо.
        Подчеркнем еще раз, что цель контроля состоит не в формальном выставлении оценки, а в выявлении глубины понимания материала и доведении до сознания того, кто контролируется, сущности непонимания  вопроса. Поэтому совсем необязательно выставить большое количество "двоек" в журнал, формально принуждать студентов  или принимать какие-то другие принудительные меры. Если студент плохо понимает, что от него требуется, не чувствует, где в его знаниях есть недостатки и упущения, все старания преподавателя будут напрасными. В каждом конкретном случае необходимо глубоко разобраться в причинах неуспеваемости и принять действенные меры к их ликвидации. Часто это тяжелый и мучительный процесс.
          В случае низкого качества усвоения материала не следует немедленно обвинять студентов в недобросовестном отношении к самостоятельной работе. Нужно так же критически оценить качество проведения занятий по данной учебной дисциплине и только после этого сделать соответствующие выводы относительно принятия мер. Можно посоветовать не злоупотреблять контролем. Во всех случаях на первом занятии контроль нецелесообразен хотя бы с психологической точки зрения. Преподаватель еще не успел завоевать благосклонность аудитории, но уже ее контролирует. В сознания студентов невольно возникает мысль о формальном образе мышления преподавателя. Напротив, уже с первого занятия необходимо дать понять студентам, что преподаватель целиком им доверяет, что он уверен в том, что они добросовестно и глубоко будут изучать учебную дисциплину, а периодический контроль преследует не дисциплинарные меры, а установление тесной обратной связи между ними и преподавателем, который может оказывать содействие выявлению недостатков в знаниях студентов и их оперативному устранению.

Теперь можно перейти к решению основной задачи, которую нужно решить на занятии. Существо задачи должно быть заранее тщательно продумано,  она должна удовлетворять ряду требований. Прежде всего, она должна быть поучительной, логически вытекать из лекционных занятий, которые были накануне, отвечать специальности подготовки студентов и, по возможности, нести целенаправленную воспитательную нагрузку.  Желательно, чтобы задача была для студентов новой по своему смыслу, неординарной и неоднозначной в своем решении. От удачного формулирования задачи существенным образом зависит активность студентов на занятиях.

Итак, задача поставлена. Преподаватель должен быть уверен, что суть задачи понял каждый присутствующий.
        Первый этап решения задачи состоит в обсуждения плана,  который  должен быть результатом коллективного творчества всей группы. В своих выступлениях отдельные студенты предлагают свои планы решения задачи, в результате чего формулируется общими усилиями окончательный план, который подлежит реализации.
Весьма важно умело направить дискуссию в правильное русло. У студентов должно сложиться впечатления, что они самостоятельно выбрали путь достижения цели. Это сразу поднимает их в своих глазах, окажет содействие более глубокому пониманию материала, развивает эрудицию и учит отстаивать свое мнение в процессе полемики.
Преподаватель по возможности не должен вмешиваться в предлагаемые пути решения задачи и навязывать свой план. Нужно выделить преимущества и недостатки предложенных вариантов, тем самым содействовать  выработке у студентов критического отношения к решениям, которые принимаются.
Иногда вдруг, независимо от желания преподавателя, формируется такой план, который отличается в лучшую сторону от плана, подготовленного в методической разработке. Это говорит, с одной стороны, о творческом подходе студентов к решению поставленной задачи, а с другой – о том, что преподаватель при подготовке к занятию не учел всех возможных вариантов решения задачи. Может быть им была проявлена самоуверенность, может преподаватель еще не овладел материалом в полном объеме, а может быть бездумно переписал устаревшую методическую разработку. Во всех случаях необходимо сделать для себя серьезные выводы.
Принятие неизвестного преподавателю плана решения задачи может привести к серьезным неприятностям. Если преподаватель проявил "командирские" качества и отверг предложенный студентами план без аргументации, он нанес удар по своему авторитету и вызвал непонимание у студентов. Если он согласился с предложенным планом, есть опасность появления в последующем неожиданных непредвиденных результатов. Кроме того, часто процесс проведения занятия становится неконтролируемым, что нельзя допустить ни в коем случае. Универсальных рекомендаций относительно выхода из такого положения не существует. Можно принять разные решения, в том числе и компромиссные. Например, предложить свой план решения задачи и организовать параллельную работу двух групп по двум разным планами  с последующим сопоставлением результатов. Однако и здесь надо проявить осторожность, подумать о дополнительных затратах времени. Итак, для выхода из положений, аналогичных описанному выше, необходимо иметь педагогический опыт, а его-то у начинающего преподавателя как раз и не хватает.

В ряде случаев на групповом занятии план решения задач  не вырабатывается, а рассматривается какой-либо вопрос, например, построение той или иной системы  или алгоритм функционирования устройства и т.п. Общие принципы проведения такого занятия не отличаются от сказанного выше. Однако после постановки задачи вместо плана ее решения целесообразно усилиями студентов выработать порядок рассмотрения поставленного вопроса. Можно также предложить обучающимся произвести мысленную декомпозицию устройства. В этом случае рассмотрение одного крупного вопроса сводится к рассмотрению других, более мелких вопросов. При этом общий подход к активизации познавательной деятельности студентов остается неизменным.
Подчеркнем еще раз, что в любом случае преподаватель должен развивать инициативу студентов, заставлять их активно мыслить, а не обрекать на пассивное слушание своих собственных объяснений.

Малоопытный начинающий преподаватель должен иметь в виду, что здесь его тоже ожидают педагогические неожиданности. Можно так "развить" инициативу, что нить управления занятием будет утрачена. Тогда дискуссия превратится в неконтролируемый процесс, чего нельзя допустить ни в коем случае. Поэтому нужно сдерживать эмоции отдельных студентов, а в крайнем случае навязать свое решение.
        Вполне возможен и другой сценарий занятия. Группа проявляет пассивность, слабо реагирует на предложения принять участие в разработке путей решения поставленной задачи и активном обсуждении поставленных вопросов. Преподаватель в этой ситуации должен терпеливо и настойчиво добиваться своей цели. К сожалению, это удается не всегда.
Особенности каждого учебного отделения необходимо зафиксировать в своей памяти. Желательно уже на первом занятии запомнить наиболее активных и пассивных студентов с тем, чтобы в дальнейшем более грамотно и четко планировать свое поведение в процессе проведения занятия.

       Итак, план решения задачи одобрен, наступает сам процесс решения. Преподаватель может при этом применить разнообразные методические приемы. Например, вызов одного из студентов к доске с одновременным выполнением действий другими в своих тетрадях. Здесь преподавателя тоже ожидают "педагогические сюрпризы ", причем в разных вариантах. Например, вызванный к доске студент не может записать элементарную формулу, неуверенно себя ведет, молчит, или старается общими фразами ответить на конкретный вопрос. Иногда вызванный студент сам старается задать вопрос преподавателю и получить от него необходимую подсказку. Необходимо правильно отреагировать на такое поведение. Прежде всего, вызвать другого студента на помощь первому. Часто бывает, что нужен первый толчок, а дальше процесс решения задачи начнет развиваться успешно, хотя, возможно, и не без ошибок. Если помощь не дает соответствующих результатов, надо студента посадить на место, сделав короткое, но четкое осуждающее замечание.
        Возможный и другой вариант: вызванный к доске студент быстро и без особых трудностей решает поставленную задачу. Преподавателю может показаться, что занятия развиваются успешно, план выполняется в полном объеме. Однако еще нет никакой уверенности, что группа в целом подготовлена хорошо. Дело в том, что на занятиях наиболее подготовленые студенты стремятся взять инициативу в свои руки. Таких лиц в группе немного и уровень их знаний и умений далеко не отображает знаний и умений группы в целом.
        Как уже отмечалось выше, процесс решения задачи целесообразно разбить на несколько относительно самостоятельных частей. Для решения каждой такой части вызываются  разные студенты. После получения частичных результатов нужно их обсудить, обнаружить ошибки, если они появляются, и исправить их. Важно, чтобы поиск ошибок и их устранение выполняли обучающиеся самостоятельно. Преподаватель должен только руководить процессом поиска ошибок и вмешиваться у него только в крайнем случае.
Держать возле доски одного человека больше 10-12 минут нецелесообразно, так как все остальные при этом вынуждены  пассивно и автоматически списывать материал с доски. Нужно, чтобы каждый студент был морально готов к продолжению процесса решения задачи возле доски. Это развивает чувство ответственности и существенным образом активизирует познавательную деятельность студентов. Необходимо помнить, что вызов к доске есть еще и своеобразный метод контроля знаний и умений. Главное преимущество такого контроля состоит в том, что специального времени на него не надо. Нужно стремиться, чтобы при проведении занятия возле доски побывало не меньше 7-8 студентов.

Возможный и третий вариант – каждый (или почти каждый), вызванный к доске, свободно ориентируется в материале, почти не допускает ошибок. План проведения занятия выполняется с опережением. Здесь есть над чем задуматься. С большой степенью вероятности можно ожидать, что материал, вынесенный на занятие, весьма простой, сложностей в его усвоении у студентов не возникает. Такое занятие имеет малую  эффективность, мало чему учит студентов. В некоторой мере такие занятия вредны, так как у обучающихся создается впечатления, что они уже все знают и глубоко изучать данную учебную дисциплину не надо. Таким образом, со стороны преподавателя допущена серьезная педагогическая ошибка. Материал необходимо или усложнить, или вынести на занятие другой, более сложный материал.

За 5-6 минут до конца занятия  обязательно следует подвести итоги,  которые предусматривают: краткое обобщение результатов занятия, формулирование содержательных выводов, общую оценку занятия, конкретные замечания о работе отдельных студентов, скупую похвалу наиболее активных, и в конце концов, выдачу задания  на самостоятельную работу.
       Итак, первые волнения позади, первое занятие проведено. Его итоги требуют  анализа собственных действий, критической оценки тех методических приемов, которые были использованы, корректирования планов проведения занятий в других группах. Будет полезно сделать  запись своих впечатлений с целью учета полученного опыта при проведении следующих занятий.

                                                                     Возврат  к  "Содержанию"

 

Hosted by uCoz