ПЕРВАЯ  ЛЕКЦИЯ
 

            После того, как начинающий преподаватель получит опыт в проведении групповых, практических и других видов занятий, наступает новый этап его преподавательской деятельности. Как правило, этот этап начинается с подготовки и чтения первой лекции. Это важный момент в его жизни, который свидетельствует о большом доверии руководства кафедры.

Первая лекция, как правило, готовится и проводится по уже поставленной учебной дисциплине, материал которой довольно полно апробирован и это существенным образом облегчает подготовку к такой лекции и ее проведение. Тем не менее, будущий лектор должен четко осознать место данной лекции в общем контексте учебной дисциплины, ее связь с другими занятиями. Он обязан ясно понимать целевое назначение  лекции и все свои действия соотносить с этой целью.
         Так как данная лекция уже читалась другими преподавателями, проблема отбора материала для нее возникает перед преподавателем в специфической форме. Предварительно нужно ознакомиться с конспектом (или конспектами) данной лекции, прочитанной раннее более опытным преподавателем, проштудировать материал основного учебного пособия, которое рекомендуется студентам, и на этой основе отобрать материал будущей лекции. Слепое копирование известного лекционного материала при этом недопустимо. Действительно, обстановка изменилась: появились новые факты, может быть уточнено время, выделенное на изучение дисциплины в целом  и его отдельных частей, скорректированы отдельные целевые установки и т.д. Все эти обстоятельства должны быть учтены при отборе материала лекции. Тем не менее, каких-то фундаментальных изменений в лекции вносить не следует и нужно всячески опереться на опыт других преподавателей.
          Начинающий преподаватель чаще всего может привести новые более доходчивые и наглядные примеры, предложить новые иллюстрации, поставить перед аудиторией новые контрольные вопросы. Может быть, целесообразно откорректировать объем отдельных частей лекции. Такая необходимость может возникнуть, например, при изменении времени, выделенного на разные виды занятий. При этом нужно изучить программу и тематический план учебной дисциплины и уяснить связь лекции с предыдущими и последующими занятиями. Это, с одной стороны, разрешит избегнуть дублирования, а с другой  придаст дисциплине более системный характер. Человек, которая планирует прочитать первую лекцию, должен помнить, что учебные занятия дисциплины не состоят из отдельных мало связанных между собою фрагментов, а должны выступать в единстве, чтобы дать целостное представление об изучаемых явлениях и процессах. Все это позволит глубоко понять роль и место лекции в данной учебной дисциплине. Очень полезно в процессе отбора материала лекции, обдумывания ее содержания и структуры делать черновые наброски, дословно воссоздать важные определения, сформулировать сущность законов, выписать необходимые формулы и т.д.
          После отбора материала и его черновой обработки целесообразно изложить его в логической последовательности на бумаге. По существу говоря, это начало подготовки текста лекции. Здесь нужно иметь в виду, что тщательно разработанный и отшлифованный текст лекции -  определяющий момент успеха лекционного занятия. Правда, некоторые стремятся прочитать лекцию без текстуальной записи, надеясь на свою память и интуицию. Однако, можно с уверенностью сказать, что лучше лекцию прочитать, имея под рукой ее текст, доходчиво и без ошибок, чем без текста, но сумбурно, непонятно и с ошибками.
          Сам процесс письменного изложения материала дисциплинирует ум, заставляет глубоко задуматься над отдельными положениями, требует связности и логической последовательности изложения, ведет к уточнению отдельных формулировок. Кроме того, зафиксированный на бумаге материал является документом, который со временем может дорабатываться и уточняться. Надежда же на свою память очень призрачна и не надежна. Этот весома важный этап подготовки лекции и здесь не следует экономить ни времени, ни бумаги.
          В процессе написания лекции преподаватель предварительно оценивает объем материала. Его может быть в излишке и потому ряд вопросов требует сокращения, или, напротив, для полнокровной лекции материала явным образом не хватает и его нужно расширять. При отборе материала целесообразно стремиться к тому, чтобы он был в излишке. В этом случае у преподавателя будет возможность оценивать важность отдельных фрагментов будущей лекции, сопоставлять их между собою и, таким образом, со временем сделать безошибочный вывод о том, что нужно оставить, и что можно исключить. Для облегчения дальнейшей работы нужно выделять наиболее важные, принципиальные положения и те, которые в дальнейшем можно будет отбросить или изложить в сокращенном объеме.
           Если же материала по оценке преподавателя недостаточно, то возникает необходимость его пополнения. Для этого нужно снова возвратиться к системному анализу первоначальных исходных данных. Иначе есть опасность, что в лекцию могут быть включенные малосущественные сведения. Таким образом, одна и та же работа будет выполняться неоднократно и на это затрачивается значительное время.
          Отбирая и обрабатывая материал, целесообразно разбивать его на отдельные небольшие по объему части так, чтобы они имели относительно самостоятельный характер и в то же время были тесно увязаны один из другими, вытекали одна из другой.
         Уже на этом этапе подготовки необходимо продумать содержание примеров, которые будут приводятся, и сделать черновые наброски иллюстраций, которые будут сопровождать излагаемый материал.
         Нужно также продумать вопросы, связанные с проблемным обучением. Для начинающего лектора - это проблемное изложение материала. При этом лектор ставит задачу (проблему), а потом в процессе чтения лекции показывает путь ее решения. Поясним сказанное примером. Пусть преподавателю информатики необходимо объяснить сущность программирования циклических вычислительных процессов с помощью оператора цикла. При этом целесообразно сначала рассказать, что такое циклический процесс - выполнение вычислений по тем же самым зависимостям, но для разных исходных данных. Для наглядности постановки проблемы желательно привести пример табулирования некоторой  простой функции. Нужно учитывать, что программирование линейных вычислительных процессов уже изучалось на предыдущих занятиях. Поэтому сущность проблемной постановки задачи состоит в разъяснении необходимости повторяемости вычислений. После того, как это сделано, можно перейти к изложению материала, связанного с сутью построения программы и применения операторов цикла.
           После того, как материал лекции отобран и предварительно обработан, необходимо оценить время, нужное для изложения  отдельных вопросов лекции. Опытный преподаватель как бы "чувствует" сколько времен надо отвести на тот или другой  вопрос. Начинающий преподаватель таким опытом не владеет и нему необходимо четко определиться: сколько времени нужно затратить на каждое вопрос лекции. Здесь целесообразно провести эксперимент: в темпе чтения лекции вслух произнести лекционный материал, засекая при этом затрачиваемое время. Это дает возможность рационально распределить время занятий, хотя при отсутствии опыта и здесь не исключены ошибки. Если проверка показала, что лектор не укладывается в отведенное время, то нужно возвратиться к анализу текста лекции, более коротко, но без ущерба сущности материала, изложить отдельные вопросы, выделить второстепенный материал, который  целесообразно изъять или сократить, заменить  примеры и т.д.  Короче, текст лекции перерабатывается и снова производится оценка времени, нужного для его изложения. Необходимо добиваться, чтобы время  чтения лекции совпадало с выделенным по расписанию. Естественно, если в процессе оценивания времени, которое расходуется, его оказалось в излишке, необходимо прибавить материал в необходимом объеме. Как указывалось выше, этот случай нежелательный. Подчеркнем еще раз, что лучше иметь материал в излишке для того, чтобы в дальнейшем его при необходимости можно было сократить. Процесс согласования отведенного времени с полученным во время эксперимента может иметь несколько этапов и носить итерационный характер. Даже после того, как преподавателю кажется, что он согласовал эти отрезки времени, в процессе чтения лекции, времени может оказаться, как в излишке, так и в недостатке. Поэтому, материал лекции целесообразно оформить  следующим образом Выделить основную часть лекции, изложение материала которой необходимо обеспечить безусловно. Кроме того, выделить дополнительный материал, своего рода резерв. Он может излагаться в случае, если лектор неверно рассчитал время и оно оказалось в излишке. Этот дополнительный материал может носить целостный характер и докладываться в конце лекции, если это необходимо. Такой прием удобнее реализовать в ходе чтения лекции, но труднее подготовить этот материал, так как он не должный быть тесно связан с основным текстом лекции.
           Можно поступить и по-иному. Дополнительный материал разбить на отдельные фрагменты; например, разъяснения отдельных положений, дополнительные примеры, детализация и т.д., и включать их по ходу чтения лекции, если преподаватель чувствует, что время остается в излишке. Такой подход более просто реализуется в процессе подготовки к лекции, но его труднее применить в процессе ее чтения. Лектор при этом, не имея соответствующего опыта, должен наряду с изложением материала внимательно следить за затратой времени, что начинающему преподавателю удается не всегда.

Итак, основная работа по написание текста лекции завершена. Наступает этап шлифования полученного материала и подготовки к непосредственному чтению лекции. На этом этапе преподаватель отрабатывает ряд вопросов. Во-первых, нужно внимательно и критически прочитать разработанный текст лекции с целью улучшения его стилистики: очистить от различных жаргонных выражений, недомолвок, попробовать найти более емкие, доходчивые и наглядные обороты для выражения своих мыслей, а также отдельные длинные фразы разбить на более короткие. Последнее важно потому, что облегчает конспектирование лекции студентами, а у лектора возникают благоприятные условия для повторения своих мыслей, если это понадобиться при чтении лекции. Во-вторых, нужно оценить текст с воспитательной точки зрения. Известно, что воспитание и обучение неразрывно связанны между собою. Поэтому само содержание лекции, ход его изложения, внешний вид и поведение преподавателя, манера ответов на вопрос и т.д. имеют важное воспитательное значение. Вместе с тем, отдельные вопросы лекции могут быть усилены в воспитательном отношении за счет одной - двух фраз, которые подчеркивают важность тех или других положений для практики, их общественную значимость, вклад отечественных ученых и т.д. В-третьих, преподаватель должен продумать вопрос о контроле знаний студентов. Необходимо оценить: нужно ли проведения специального контроля и определить его цель, если он необходим. Потом стремиться четко и коротко сформулировать контрольные вопросы и решить, когда они будут заданы. Опрашивание в начале лекции имеет целью проверку работы студентов по освоению материала предыдущих занятий. Контроль же в конце лекции служит для выяснения: как усвоен материал текущей лекции. Видимо, при чтении первой лекции не следует злоупотреблять контролем знаний студентов. В конце концов, преподаватель, подготавливая лекцию, может спрогнозировать те вопросы, что он ожидает получить в ходе занятия. Такие, пока гипотетические вопросы  целесообразно записать и дать на них ответы, которые тоже нужно записать. При этом, ответы должны быть короткими, четкими и самое главное, по существу. Такой вопросник может существенно помочь преподавателю в процессе чтения лекции.
         Наконец, необходимо подумать о наглядности, для этого нужно подготовить иллюстрационные  материалы (слайды, плакаты, телевизионные заставки и т.д.). Не следует забывать, что эти материалы должны быть высоконаучными и информативными. Для этого нужно убрать из них все лишнее, что не имеет непосредственного отношения к лекции; схемы, чертежи, надписи необходимо выполнить в соответствии с  требованиям к оформлению дидактических материалов при использовании технических средств обучения. Это должно обеспечить легкое восприятие материала без лишнего напряжения. Абсолютно необходимо предварительно подвергнуть испытанию все иллюстрационные материалы в той аудитории, где предполагается чтение лекции. Лектор должен лично убедиться, что все изготовленные материалы соответствуют требованиям дидактики и хорошо воспринимаются в данной аудитории.
          Важным элементом подготовки лекции является предварительное продумывание порядка поведения лектора в аудитории. Необходимо заранее решить, что нужно написать на доске, в какой момент высветить на экране слайды или продемонстрировать плакаты и т.д. Каких-то рецептов здесь не существует и нужно все эти вопросы решить применительно к конкретной обстановке. Вместе с тем, можно высказать некоторые общие пожелания. Целесообразно, наиболее важные положения, определения, трудные для восприятия  формулы вынести на плакаты или слайды. Текущие изображения, которые требуют объяснений в процессе их создания, желательно изображать на доске. Необходимо избегать таких случаев, когда преподаватель высвечивает слайд, студенты перерисовывают схемы или формулы, а лектор сохраняет молчание. Материал на доске необходимо расположить так, чтобы он легко воспринимался, справочные данные, к которым придется обращаться неоднократно располагаются в стороне и не стираются продолжительное время, или размещаются на плакате. В ходе изложения материала его располагают по левую сторону  и вниз так, как это делается обычно на бумаге. Не следует при этом забывать, что психические возможности студентов по восприятию графических материалов ограниченны и потому их большой объем нецелесообразен и даже  может нанести вред.
           Одним из элементов культуры общения лектора с аудиторией является  умение пользоваться указкой-этим важным атрибутом в руках преподавателя. Она должна быть всегда под рукой и использоваться во всех случаях, когда необходимо обратить внимание студентов на те или другие детали плакатов, слайдов, изображений на доске и т.д. Необходимо также помнить, что пользуясь указкой,  лектор должный стоять лицом к аудитории и сопровождать свои действия поясняющими словами,. Как правило, повторять слова, на которые направлен указка, нецелесообразно. Здесь лучше привести какие либо разъяснения или комментарии. Заметим, что рациональный стиль общения лектора с аудиторией вырабатывается продолжительное время. Если он на начальных этапах своей лекторской деятельности не уделит соответствующего внимания своему правильному общению, то ошибки, которые допускаются, могут закрепиться и превратиться в привычку.

           После всесторонней подготовки лекции преподаватель обдумывает стиль ее изложения. Лекция не должна диктоваться под запись, но в то же время не должна произноситься скороговоркой. Необходимо предоставить студентам время для записи основных положений, поэтому лектор должный варьировать темпом изложения. Наиболее важные принципиальные вопросы излагаются более медленно, и в ряде случаев повторяются. Менее важные вопросы, разъяснения, дополнения, и тем более, комментарии докладываются в более быстром темпе. Важный материал целесообразно выделять интонацией, произносить его более громко.
           Язык во всех случаях должна быть четкий и громкий. Скороговорка, проглатывание окончаний, невыразительность – абсолютно недопустимы. Тем более, недопустимо применение жаргонных выражений и слов - паразитов ("е-е-е", "так сказать", "именно" и др.) Выработка высококультурного языка - непростая задача и требует от начинающего лектора специальной подготовки и тренировки. Целесообразно поэтому,  окончательно отработанную лекцию произнести вслух перед своими товарищами (2-3 человека), которые потом сделали бы свои замечания, что способствует улучшению лекции.
           Вся подготовительная работа должна быть проделана заблаговременно, а не накануне. Причем, на отработку материала нужно значительный время. В заключение, накануне чтения лекции нужно ее еще раз прочитать и "настроится" на ее чтение. Для этого, как показывает опыт, необходимо около одной часа.
           Перед  началом своей первой лекции преподаватель, естественно, чувствует определенное волнение. Ничего плохого в этом нет, напротив, полный покой лектора свидетельствует про его излишнюю самоуверенность.

Во время чтения лекции могут возникать и действительно возникают непредвиденные обстоятельства разного характера. Они обусловлены рядом причин, связанных, как с лектором, так и с студенческой  аудиторией. Лишняя самоуверенность, слабая подготовка, неотработанный язык, стремление к импровизации, неумение чувствовать психическое состояние аудитории, неуверенность в своих силах и т.п. - злейшие враги лектора, с которыми необходимо всячески бороться. По этим причинам преподаватель может непроизвольно опустить отдельные фрагменты лекции, допустить ошибки по существу, отклониться от основного стержня лекции, нечетко и неполно отвечать на вопросы студентов и т.д. Может оказаться, что сделанный заранее расчет времени оказалась нереальным и потому лекция оказалась скомканной.
         Студенты могут задать неожиданные для лектора вопроса, иногда мало связанные с содержанием лекции, или относящиеся  к таким деталям, которые преподаватель представляет слабо. Могут быть случаи, когда вопрос студент задает нечетко и он преподавателю непонятен , или напротив  вопрос, как ему кажется, очевидным и ответ на него уже был дан раньше. Во всех случаях необходимо прежде всего осознать суть вопроса и при необходимости уточнить его. Если ответ на него уже был дан раньше, нужно коротко и четко повторить ответ и ни в коем случае не сопровождать его укорами в  невнимательности ли в непонимании. Такие слова, как "повторяю еще раз...", "Вам, что непонятно, что я уже говорил...", "надо более внимательно слушать..." и т.п. недопустимы. Нужно спокойно, кратко и доходчиво ответить на вопрос по сути. Если же преподаватель не способен ответить на вопрос, он сразу  должный четко сказать, что пока ответа у него нет, обещать подготовиться к ответу и ответить на следующем занятии. Обещание нужно обязательно выполнить.

В большинстве возникающих нестандартных ситуаций выручает хорошо подготовленный текст лекции.  Напомним еще раз, что лучше прочитать лекцию с использованием подготовленного текста доходчиво четко и без ошибок, чем без обращения к тексту конспекта, но непонятно, сумбурно и с ошибками.

                                                                   Возврат  к  "Содержанию"

 

Hosted by uCoz