НАЧАЛЬНАЯ   ПОДГОТОВКА

         На этом этапе перед начинающим преподавателем стоят две главных задачи: знакомство с коллективом кафедры и вхождения в этот коллектив, а также глубокое изучение той дисциплины, которую ему придется впервые преподавать. Обе эти задачи решаются в период, когда начинающий преподаватель не имеет своей индивидуальности ни как полноправный член коллектива, ни как педагог. Дать  подробные рекомендации, как вести себя в коллективе, довольно тяжело, так как много здесь зависит от состояния, в котором находится кафедра, и личных особенностей человека. Во всех случаях процесс вхождения в коллектив должен происходить естественно. Его не следует ни форсировать, ни замедлять. Вместе с тем хочется подчеркнуть, что имеются такие элементы в поведении, которые всегда дадут положительный эффект. Это прежде всего – трудолюбие. Каждая минута служебного, а часто и внеслужебного времени, должна быть направлена на изучение материала и усвоения методики преподавания. Такое трудолюбие само по себе вызовет уважение. Вторым элементом является  правильный тон, выбранный для общения с членами кафедры.
       При этом  следует учитывать, что кафедра – специфическое  подразделение, которое существенным образом отличается от других подразделений своим составом и назначением. Во-первых, в нем  много преподавателей – это высокоинтеллектуальные люди, которые имеют ученые ступени и звания и обладают  большим жизненным и педагогическим опытом. Во-вторых, кафедра – коллектив единомышленников, которые решают сложные и многогранные задачи обучения и воспитания будущих специалистов, где широко обсуждаются учебные и методические вопросы и решения по них принимаются путем голосования.
       Начинающий преподаватель должен четко понимать, что в этих условиях для приобретения педагогического мастерства нему нужен не один год напряженной работы. Свое положение на кафедре необходимо определить с учетом отмеченных особенностей. При общении с преподавателями на этом этапе нужны отсутствие суетливости, высокая степень такта и сбалансированности своего поведения. Навязывание своей дружбы, систематическое обращение с разнообразными, часто мелкими, вопросами, даже небольшая развязность в поведении – все это не может не вызвать у отдельных преподавателей, а следовательно, и у кафедры в целом, отрицательного отношения. Вместе с тем, отсутствие общения, замкнутость в поведении, стремления решать вопроса без учета мнения других преподавателей, также вызывают определенное отрицательное отношение. По всей видимости, правильным будет сделать упор на активную самостоятельную работу с небольшим количеством консультаций у старших товарищей. Тесный контакт может  установиться с ведущим старшим преподавателем, который будет читать лекции в тех группах, где начинающий преподаватель будет проводить занятия. К его советам и рекомендациям необходимо внимательно прислушиваться и учитывать их в своей работе. Заметим, что все сказанное выше не является какой-то догмой: необходимо ориентироваться,  учитывая конкретные обстоятельства, которые складываются.

Вторая главная задача, как уже отмечалось, состоит в глубоком освоении учебного материала.
Учебники, учебные пособия, конспекты лекций, другие методические материалы относящиеся к  учебной дисциплины, которое надо будет преподавать, должны быть в полном объеме и основательно отработаны.
Важно ознакомиться с постановкой лабораторной базой кафедры. Нужно знать, какие технические средства обучения могут быть применены на занятиях, что представляют собой лабораторные установки, как обстоит дело с компьютеризацией обучения и т.п. К сожалению, времени на полное и глубокое изучения весьма объемного материала, чаще всего не хватает. Поэтому на первом этапе можно рекомендовать  принять за основу один из учебников или одно из учебных пособий, получить представление об учебной дисциплине в целом. Это даст возможность оценить объем материала, его особенности, связь с другими дисциплинами, выделить наиболее важные и трудные для понимания разделы. Подготовительную работу к началу занятий необходимо сделать обязательно. Это разрешит рационально распределить свои усилия в дальнейшем. Большую помощь в работе поможет изучение программы и тематического плана, в которых раскрывается суть данной учебной дисциплины (требования к знаниям и умениям; взаимосвязь отдельных тем и занятий; время, которое отводится на освоение материала; литература, которая рекомендуется). Изучения этих основных материалов даст полное и глубокое представление о задачах, которые надо будет решать в текущем семестре.

       Освоив содержание дисциплины в целом, можно готовиться к проведению отдельных занятий. Полезно при этом условно поставить себя на место обучающихся с учетом конкретного уровня их знаний и умений и с этих позиций оценить важность и трудность изучаемого материала и его составных частей. Такой подход весьма важен с точки зрения выработки у себя первичных методических умений и навыков. Именно в этот период рождаются методические идеи, формируются взгляды на то, как подать материал, возникает глубокое понимание своей роли в процессе проведения занятия.

При подготовке целесообразно воспользоваться уже имеющимися на кафедре методическими разработками, вместе с ведущим старшим преподавателем критически оценить их содержание и описанные  в них методические приемы. Следует иметь в виду, что бессмысленное копирование чужих методических разработок не только нецелесообразно, но в ряде случаев и опасно. Изменяется содержание дисциплины и контингент тех, кто учится, появляются новые задачи, возникают новые педагогические идеи, обновляется материально-техническая база кафедры и т.д. Все это требует корректировки и систематического уточнения текущих методических разработок. Желательно также, чтобы эти разработки отображали личные особенности преподавателя.

В идеальном варианте к началу семестра должны быть подготовлены  все необходимые методические разработки. К сожалению, обстановка часто складывается так, что времени на их подготовку не хватает. В этом случае следует  сосредоточить усилие на первых занятиях. После начала семестра интенсивно отрабатывать те методические пособия, которые будут необходимые в дальнейшем. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы преподаватель готовился к проведению занятия только накануне. При этом возникает неминуемая поспешность, недоделка отдельных вопросов и, как следствие,– низкое качество проведения занятия. Каждое занятие должно быть детально продумано, задачи, которые будут предложены студентам, выполнены лично с всеми подробностями. Если та или другая задача может быть решена разными способами, то каждый вариант необходимо хорошо осмыслить, оценить его положительные и отрицательные стороны. Только в этом случае преподаватель будет гарантирован от неожиданностей на занятии. Итак, каждая методическая разработка должна быть подготовлена с высокой степенью добросовестности. Жизнь убедительно подтверждает, что в процессе проведения занятия у обучающихся, могут возникнуть такие вопросы, о которые преподаватель даже не подозревает. Именно поэтому не лишним будет на первых порах расспросить старших товарищей об особенностях, которые возникают в процессе изучения конкретного материала, типичных ошибках, которые допускаются студентами, о целесообразном распределении времени и т.п.

К сожалению, бывают случаи, когда преподаватель, стремясь формально отчитаться про свою готовность к проведению занятий к началу семестра, оформляет свои методические разработки недостаточно продумано. Часть материалов заимствуется у других преподавателей, некоторые детали и подробности опускаются, глубокий анализ задач, которые решаются, не производится. Такая поспешность приводит к ошибкам в содержании учебного материала, не говоря уже о методических ошибках. С течением времени свои знания приходится корректировать, что-то выключать, уточнять методические приемы, вводить новый материал уже в ходе педагогического процесса. Одна и та же работа по сути выполняется дважды, расходуется лишнее время, качество занятий снижается, преподаватель несет моральные потери. Подчеркнем, что в заимствовании методических материалов у своих товарищей и старших, в использовании их опыта ничего плохого нет. Напротив, обсуждение отдельных вопросов, обмен мнениями, обсуждение методических проблем очень полезны и оказывают большую помощь в приобретении педагогического опыта. Однако формальное переписывание методических разработок, бездумное повторение пути, пройденного другими, недопустимо. Преподавателю лично необходимо глубоко отработать и ощутить тот материал, который преподается, выявить все его особенности и иметь собственное мнение о том, как его подать студентам.

         Уже на этапе предварительной подготовки к занятиям начинающий преподаватель должен познакомиться с основами психологических знаний и осознать сущность главных психологических понятий. В первую очередь нужно  понимать, в чем состоит моральное воспитание и умственное развитие. Всегда следует помнить, что кроме непосредственного обучения, задача преподавателя состоит в том, чтобы выработать у студентов соответствующие психологические качества, такие, как трудолюбие, добросовестность, стремления постигнуть новое, любознательность и целый ряд других качеств. Подготавливая необходимые методические материалы, преподавателю следует не забывать, какие конкретные качества будут вырабатываться у студентов в процессе проведенных им занятий.
         Хорошо известно, что преподаватель в значительной мере действует на психику обучающихся личным примером. Нужно поэтому критически оценить свои личные психические качества и принять меры к развитию положительных качеств и искоренению отрицательных. Это далеко не простая задача, на решение которой может быть израсходованное большое время.

Вторая сторона подготовки к занятиям состоит в знакомстве с  обучающимися. Изучение результатов предыдущих зачетов и экзаменов, заблаговременное выявление студентов, которые отстают, помогут преподавателю лучше понять специфику студенческого коллектива. Ему следует условно поставить себя на место обучающихся, что уменьшит количество методических ошибок. В конце концов, крайне необходимы посещения лекций ведущего преподавателя. Это приносит всестороннюю пользу: глубокое освоение учебной дисциплины, которая преподается, тесное увязывание лекционного материала с содержанием групповых и лабораторных занятий, выработку единых методических взглядов на преподавание дисциплины, более глубокое знакомство со студентами, возможность прогнозировать вопросы обучающихся. Слушая лекции ведущего преподавателя, начинающий преподаватель вольно или невольно впитывает его методический опыт.

Прежде чем допустить начинающего преподавателя к проведению занятий, на кафедре проводится так называемое пробное занятие. Сущность его состоит в изложении методики, которая будет использована на занятиях со студентами. Как правило, докладываются такие вопросы: содержание учебного материала, распределение учебного времени на отдельные вопросы, средства контроля знаний студентов и проверки задачи заданной  на самоподготовку, порядок работы студентов возле доски, методика подведения итогов занятия и т.п. Это своего рода испытание преподавателя на готовность к проведению занятий. Именно поэтому доклад на пробном занятии должен быть тщательно подготовлен, отдельные положения методики хорошо обоснованы, продуманы ответы на возможные вопросы. Докладчик должен внимательно выслушать выступления членов кафедры и извлечь из них все полезное. Высказанные на разборе рекомендации необходимо проанализировать и учесть при окончательной отработке и корректировке методической разработки.

Редко, но все же встречаются случаи, когда кафедра остается недовольной содержанием или методикой проведения пробного занятия. В этом случае принимается решения о повторном докладе на кафедре. Такой результат свидетельствует о том, что начинающий преподаватель допустил  в своей подготовке к занятиям значительные недостатки, не сумел в надлежащей мере воспользоваться отведенным на это временем, или делал это весьма неэффективно. Из этого факта нему необходимо сделать очень серьезные выводы.

Итак, предварительная подготовка к проведению занятий закончена. Теперь, накануне занятия, нужно израсходовать около одной часа на краткое повторение материала и настроиться на непосредственное проведение занятия.

                                                                Возврат  к  "Содержание"

 

Hosted by uCoz