КУРСОВОЙ   ПРОЕКТ
 

 Большинству начинающих преподавателей уже на первом году преподавательской деятельности придется руководить курсовым проектированием.

Цель выполнения курсового проекта состоит в приобретении умений и навыков в самостоятельном использовании теоретических знаний для  решения относительно небольшой частной инженерно-технической или специальной задачи. Если решаемая задача посвящена не разработке какого-нибудь технического устройства, то вместо проекта выполняется курсовая работа. В дальнейшем не будем различать курсовые проекты и работы,  так как они имеют много общего и будем пользоваться словом "курсовой проект".
       Задание на выполнение курсового проекта содержит: название, исходные данные,  перечень разрабатываемых вопросов и рекомендованную  литературу.  Его подготавливает будущий руководитель заблаговременно. Задание рассматривается и одобряется на заседании кафедры и выдается, как правило, в начале семестра. 
     Задачи, которые выдаются студентам для выполнении  курсовых  проектов,  существенным образом отличаются один от другого в зависимости от курса обучения. На первом-втором курсе эти относительно мелкие частные технические задачи, разработка алгоритмов и программ, решение  несложных экономических задач и т.д.  Чаще всего, при этом выполнение курсовых проектов  сводится к типовым действиям, которые  изучались  в процессе занятий.  Курсовые проекты, которые выполняются  на старших курсах, как правило, индивидуализированы, их задания  более  объемны. Иногда  они  связаны с темой будущего дипломного проекта. Чаще всего нужно изучение дополнительной научной литературы. Часть проектов содержит элементы научных исследований. Все  эти особенности нужно  учитывать при разработке задач на курсовое проектирование.

Кафедра, как правило, ведет курсовое проектирование не  впервые и имеет соответствующий опыт.  С ним нужно ознакомиться и использовать в  полной мере. Начинающий преподаватель,  вместе с тем, должный подойти к разработке тематики  проектирования  творчески, используя свой личный опыт. Темы проектов должны отображать специальность подготовки , а не быть нейтральными.  Желательно в полной мере учесть индивидуальные особенности каждого студента. Отдельные темы должны быть повышенной трудности, некоторые могут иметь элементы научных исследований. Часть тем должна носить экспериментальный,  а часть - теоретический характер.
      Если у преподавателя профилирующей кафедры есть какой-то  научный задел,  его  целесообразно использовать при разработке тематики курсового проектирования.    Конечно, эти темы должны отвечать специализации подготовки студента.  Такой подход не только  оказывает содействие  повышению качества подготовки,  но и имеет важное воспитательное значение. При этом вырабатывается  ответственность за порученное дело  и творческий подход к решению поставленной задачи.
     В некоторых случаях тематика курсового проектирования  бывает направлена  на создание или усовершенствование учебно-лабораторной базы кафедры. Например, разработка лабораторных макетов, физических  или  алгоритмических моделей,  контролирующих и диагностических тестов  для  проверки  устройств и т.д. Выдача  таких  тем очень желательна. В этом случае студенты не  только решают конкретные полезные для кафедры  задачи, но и  получают большое моральное удовлетворение от проделанной работы. У  них  повышается уровень  мотивации обучения, вырабатывается чувства ответственности за порученное дело.
     Количество тем  курсовых проектов должно превышать количество студентов в группе.  При этом преподаватель в ходе выдачи задач будет иметь возможность маневра, а студенты могут выбрать тему с учетом своих индивидуальных особенностей.

Выдача задач  на  курсовое  проектирование - важный элемент процесса проектирования. Как правило, она происходит во вне учебное время и не должна быть формальной. Список тем курсовых проектов нужно выдать учебной группе для ознакомления  заблаговременно. При официальной выдаче тем преподавателю нужно провести краткую беседу с каждым исполнителем, разъяснить  подробности, связанные  с избранной темой,  дать рекомендации о порядке  выполнения работы, постараться обнаружить склонности  обучающегося. Возможно, рекомендовать выбрать такую тему, которая, по мнению преподавателя, наиболее полно отвечает  возможностям студента.  Если тема составляет часть научных исследований  кафедры, или  направлена на усовершенствование учебно-лабораторной базы, преподаватель должный четко разъяснить, что студент берет на  себя  дополнительную ответственность и обязан безусловно обеспечить  высокое качество результатов.
       
Важно предупредить исполняющих курсовой проект,  что вначале нужно хорошо  осознать суть задачи и лишь потом приступить к ее выполнению. Нужно  рекомендовать обратиться за консультацией, если возникнут любые  неясности и сомнения. Четкое и глубокое понимание содержания задача на курсовое проектирование  - важный элемент его успешного выполнения.
         Обычно на выполнение курсового проекта в расписании  занятий выделяется небольшое время - до 20 часов на младших курсах и 4-х часов - на старших. Поэтому большую часть работы студенты выполняют в внеурочное время.  Роль преподавателя в период курсового проектирования (обычно 2-3 месяца) сводится к консультированию и помощи. Коллективные  консультации при этом необходимы,  когда нужно предъявить требования к оформлению  пояснительной записки и графического материала. Как правило, в  библиотеке учебного заведения имеются специальные  методические рекомендации по оформление курсовых проектов. Преподаватель должен заранее сообщить учебной группе о наличии таких рекомендаций.
          Тематика  курсовых  проектов  индивидуализирована, поэтому на преподавателя, который  руководит проектированием, накладываются  дополнительные обязанности. Он должен вникнуть в содержание каждого проекта и  уяснить его специфику. Если тот, кто выполняет проект, допустил ошибки, указать на них.  В ряде случаев возникает необходимость помочь студентам выбрать тот или другой математический аппарат,  рекомендовать проработать дополнительную литературу, выполнить тот или другой эксперимент.
          Здесь важно помнить, что консультации преподавателя не должны ущемлять инициативу студента. Ни в коем случае нельзя навязывать то или другое решение. Курсовой проект не является работой, выполненной в соавторстве,  а есть личное творчество исполнителя. Поэтому разумная инициатива  проектирующего  не должна сдерживаться,  а напротив, всячески поощряться.
          Главная особенность  консультаций при курсовом проектировании состоит не   в том, чтобы подсказать пути и методы решения поставленной задачи, а в том, чтобы предупредить ошибочные действия.
         В период курсового проектирования внеаудиторная  деятельность преподавателя существенным образом активизируется.  Часто студенты приходят на консультации во время, которое не предусмотрено расписанием. Не нужно им показывать на дверь, а спокойно и терпеливо понять сущность вопросов, которые задаются, и ответить на них.  Для лучшей организации своей  работы целесообразно заранее договариваться о времени таких дополнительных консультаций.
       К сожалению, в учебных, группах, как правило,  есть неорганизованные личности. Они  работают импульсивно, без четкого планирования своих действий. Чаще всего, они оставляют все свои дела "на потом", опаздывают  с выполнением  заданий, трудятся  авральными методами. В результате этого страдает качество выполнения работы, в частности, курсового проекта.  Прежде всего, такие личности необходимо постараться обнаружить заранее,  на этапе выдачи задач, или еще раньше - в процессе проведения плановых занятий. Это возможно в связи с тем,  что их неорганизованность имеет многообразные проявления:  невнимательность   на лекциях,  несистематическое конспектирование и т.д. Ответственные задачи, связанные с  выполнением научных исследований, и созданием  учебно-лабораторной базы, этим  личностям поручать нельзя. Кроме  того,  в процессе  курсового проектирования работу таких   неорганизованных   студентов нужно контролировать  более  жестко -  требовать периодических отчетов с предъявлением соответствующих материалов.
       Большую нагрузку несет преподаватель в период завершения курсового проектирования.  В это  время исполнители в массовом  порядке сдают  свои пояснительные записки на проверку.  Обычно - это предэкзаменационное время, поэтому пояснительные записки, их может быть довольно много,  должны  быть  быстро  проверены. Это нужно для своевременного  принятия защиты курсовых проектов.
        Читая пояснительную записку,  преподаватель обращает внимание на много деталей:  соответствие содержания проекта выданному заданию, умению применять свои знания для решения конкретной задачи, способности логически и доходчиво излагать  свои мысли,  соблюдению грамматических  правил,  аккуратности  оформления  записки и графического материала, наличию элементов творчества, умению строить правильные заключения и так далее.  Можно рекомендовать по ходу чтения записки делать для себя отдельные замечания.  После прочтения всего материала - обобщить их, выделить главное и сделать общую оценку проекта. На свободном месте, или  в конце объяснительной записки  пишется  короткая рецензия,  где указываются основные положительные и отрицательные стороны проекта.  Отдельные мелкие  замечания  могут быть сделаны на полях пояснительной записки. Замечания преподавателя должны быть конкретными и  четкими. Только в этом случае исполнитель может  понять существо  той ошибки или неточности, которое он допустил.
        Замечания типа: "плохо  написано",  "не отвечает теории", "смотри учебник" и т.д.  совершенно не допустимы.  Они ничему не учат и,  кроме того, наносят вред авторитету самого преподавателя. Наивно думать,  что после таких замечаний  студенты  будут думать о том, как их исправить. Только тогда, когда преподаватель укажет конкретно, в чем ошибочность изложения того ли другого материала,  исполнитель  проекта задумается о своей ошибке и в следующий раз ее не допустит.
         Выводы преподавателя по работе в целом могут быть сформулированы  приблизительно следующими фразами: "задание выполнено, проект допускается к защите",  "задание выполненное в основном,  необходимо доработать вопросы,  отмеченные в рецензии, после чего проект допускается к  защите", "проект  имеет существенные ошибки,  указанные в рецензии, и требует доработки".  В последнем  случае  исполнитель проекта обязанный  доработать  курсовой  проект и снова представить его на рецензирование преподавателю. В других случаях он должен готовить доклад для публичной защиты выполненного проекта.
       Защита  проекта предусматривает обоснования правильности принятых решений и доказательства их целесообразности.  Кроме того, она преследует чисто учебные цели. Обучаемый должен  научиться лаконично, глубоко,  логически  стройно  и понятно докладывать результаты выполненной работы.  Для доклада отводится 10-15  минут. Преподаватель обязан требовать,  чтобы в докладе были освещенные следующие вопросы:  тема и цель работы,  постановка задачи, методы ее решения,  полученные результаты и выводы. Защищающийся должен быть готовым ответить на любые вопросы по теме своей  работы. Целесообразно требовать, чтобы доклад был текстуально  написан в тетради. Проверка письменного доклада  преподавателем нецелесообразная,  так  как между письменным текстом и устным изложением материала есть существенное различие. Другая дело, когда преподаватель  вместе  с тем, кто  защищается,  разрабатывает тот или другой план доклада. Можно рекомендовать также предварительно провести пробную защиту.
         При ответах на дополнительные  вопросы  исполнитель  курсового проекта должный показать, что он хорошо ориентируется в той проблеме, к которой относится проект,  способен не только  выполнить поставленное задание, но и доказывать правильность принятых решений.  Необходимо, чтобы достоверность подтверждалась не  только  логическими соображениями, но и расчетными данными,  ссылками на те или другие литературные источники, экспериментальными данными. Нужно требовать, чтобы ответы были короткими, понятными и не уводили в сторону от рассмотренных вопросов.
         Желательно присутствие  на защите нескольких соучеников  защищающегося. Они при этом приобретают опыт  защиты  и  учатся  на ошибках своего товарища.
        Соответственно существующему положению защита проекта  проводится перед комиссией в составе 2-3 преподавателей.
        После заслушивания доклада и ответов на дополнительные вопросы члены  комиссии  советуются  и определяют оценку проекта и его защиты. Исполнителю проекта коротко указывается на  положительные и отрицательные стороны защиты и выставляется оценка.
       Процесс защиты курсового проекта  в  миниатюре  воссоздает защита дипломного проекта перед  Государственной комиссией, и поэтому, он вносит важный вклад в общую подготовку специалиста с высшим образованием.

Преподавателю, который впервые принимает участие в руководстве  и  защите курсовых проектов,  по завершению курсового проектирования необходимо осмыслить итоги своей работы на этом этапе, взять на вооружение то положительное,  что было достигнуто,  и сделать для себя выводы из тех отрицательных явлений, которые проявились.

                                                                            Возврат  к  "Содержанию"

Hosted by uCoz