ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ  КОНСУЛЬТАЦИИ
 

      Чем далее идет время, тем чаще студенты приходят на консультации. Одни просят разъяснить те или другие теоретические положения, другим непонятные детали решения отдельных задач, третьи хотят более подробно ознакомиться с лабораторными устройствами и т.д. Отдельные студенты, как правило, их бывает немного, хотели бы освоить материал более глубоко и просят рекомендовать им дополнительные литературные источники.

На первых порах для начинающего преподавателя существенная трудность состоит в выявлении истинной цели прибытия студентов на консультацию. Каких-то общих рекомендаций здесь дать нельзя, так как поведение каждый из них сугубо индивидуально. Однако можно посоветовать, прежде чем ответить на поставленным вопрос, сжато поинтересоваться у того, кто пришел на консультацию, что нему непонятно и которой материал вызвал наибольшие трудности в изучении. Здесь есть опасность, от которой следует предостеречь. Консультация ни в каком случае не должна быть превращена преподавателем в опрос с целью контроля уровня знаний того, кто пришел. Если преподаватель превратил консультацию в опрос, можно с уверенностью утверждать, что данный студент никогда больше не обратится за новой консультацией. Авторитету преподавателя будет причинен непоправимый ущерб, так как про его поведение на консультации будет знать все учебная группа.
         Итак, студент пришел на индивидуальную консультацию. Опыт показывает, что подавляющее большинство хотело бы получить ответы на те вопросы, которые они не смогли освоить в процессе самостоятельного изучения материала. Как правило, такие студенты способные достаточно четко сформулировать те вопросы, на которые они хотят получить ответ. В процессе беседы выясняется, что другие, как правило, более легкие теоретические или практические положения им достаточно понятны. В этом случае преподаватель, быстро обнаружив суть вопроса, который задается, может дать краткий, но исчерпывающий ответ.
         Есть и другая категория студентов (их бывает не много), которые приходят на консультацию без самостоятельной проработки  материала и надеются, что преподаватель повторит те или другие фрагменты лекции, более подробно разъяснит отдельные положения и благодаря этому существенным образом облегчит трудности, которые возникают в процессе освоения материала. При этом студент не может четко сформулировать, что он хочет, в процессе беседы не может ответить на элементарные вопросы преподавателя, стремится говорить "вообще", а не конкретно о тех или других теоретических положениях. Преподаватель должен спокойно и конкретно показать, что именно не знает тот, что консультируется, и что нему нужно самостоятельно проделать. Много раз повторять элементарные положения не следует. Ни в коем случае нельзя проявлять раздражительность, неудовольствие, и тем более, хотя в малой мере принизить достоинство консультирующегося. В результате консультации он должен хорошо понять, что преподаватель, который его консультировал, добросовестный, внимательный специалист, который знает хорошо материал, и в то же время, достаточно строгий и принципиальный, как в этом случае  говорят, "на соломе его не проведешь".
          Есть еще одна категория тех, кто приходит на консультацию, – это грамотные, знающие, трудоспособные студенты. Они быстро и глубоко освоили материал и на консультации хотели бы получить советы и помощь относительно более глубокого и полного изучения данного материала. Как правило, они задают вопросы, которые касаются деталей и специфических особенностей материала, который преподается. Из беседы с ними вытекает, что лекционный курс они знают хорошо, а их отдельные вопросы часто выходят за пределы учебной дисциплины. Важно поэтому, чтобы преподаватель знал материал в большем объеме, чем он излагается на занятиях. Консультации таких студентов составляют большую трудность, в особенности для начинающего преподавателя.  Здесь важно выбрать правильную линию поведения и не проявлять растерянности в случае, если окажется, что преподаватель не способен ответить на поставленный вопрос. Действительно, никакой трагедии здесь нет. Нужно спокойно объяснить, что вопрос выходит за пределы программного материала, детальнее оно изложено в такой-то литературе. Если преподаватель не знает, где можно найти ответ на поставленный вопрос, то нужно честно сказать, что он не готов к ответу и нему нужно будет посмотреть более подробно научную литературу. Далее нужно попросить того, кто пришел на консультацию, прийти еще раз. Этот ответ ни в коем случае не должна быть отговоркой. Преподаватель обязан сделать все, чтобы действительно найти ответ на поставленный вопрос. Такая консультация часто перерастает в беседу равных по уровню знаний специалистов. Преподаватель не должен бояться, что в такой беседе он утратит свой авторитет и покажет свою неподготовленность. Напротив, доверительная беседа вызовет у консультирующегося уверенность в своих силах, желание глубже изучить материал, а в преподавателе он видит уже не наставника, который стоит выше, чем он, а соучастника процесса познания и единомышленника. Как правило, такие консультации дают большую пользу не только студентам, но и заставляют преподавателя задуматься над содержанием той дисциплины, которое он преподает. Именно такие студенты в дальнейшем становятся высококлассными специалистами, научными работниками и преподавателями.
         Редко, но однако встречаются студенты, которые приходят на консультацию, чтобы словно "проконтролировать" преподавателя, убедиться в том, что он действительно знает материал, а не проводит занятия формально, придерживаясь только содержания методической разработки. На таких консультациях в полной мере должна проявиться эрудиция преподавателя, его умения ориентироваться в обстановке, возможность отличить действительные вопросы от "вопросов", которые задаются с целью выявления знаний преподавателя. В процессе таких консультаций очень важно тактично и вежливо, не показывая внешне, что цель прибытия студента на консультацию преподавателю понятна, продемонстрировать глубину своих знаний, возможность ответить на любые вопросы, в том числе и на те, что выходят за пределы материала учебной дисциплины. Такой студент должен уйти с консультации с уверенностью, что данный преподаватель действительно знает свою специальность хорошо, способен быстро ориентироваться в материале, а уровень его подготовленности существенным образом превосходит его собственный. В этом случае желания "проверять" знание преподавателя больше не появится. Подчеркнем еще раз, что консультации студентов, которые относятся к двум последним категориям, вызывают существенные трудности  у начинающего преподавателя и являются   в какой-то мере испытанием для него.
         Встречаются также случаи, когда обучающиеся идут на консультацию лишь для того, чтобы в какой-то степени оправдать свою будущую возможную неудачу на экзамене по учебной дисциплине. Как правило, это лица, которые не уверенны в своих знаниях, обладают слабой нервной системой, боятся предстоящих испытаний и хотели бы за счет консультаций обезопасить себя. Часто в беседах они проявляют неплохие знания, но ведут себя неуверенно, могут без особого сопротивления отказаться от своей мысли, принимают слова преподавателя на веру без глубокого их осмысления. В процессе беседы преподаватель должен стремиться вселить в них уверенность, побуждать к дальнейшей упорной самостоятельной работе. В то же время нужно четко выделить те вопросы, которые отработанные недостаточно, и дать конкретные рекомендации относительно их успешного  освоения.
        Сказанным не исчерпывается все многообразие и специфика консультаций. Поэтому преподаватель должен постепенно вырабатывать свои личные приемы и стиль проведения индивидуальных консультаций.
        Возникает вопрос: насколько эффективное проведение индивидуальных консультаций и внеаудиторной работы в целом? На основании многолетнего педагогического опыта можно прийти к следующим общим выводам.

Наиболее эффективна индивидуальная внеаудиторная работа – это беседы и консультации, которые преподаватель проводит со студентами. Здесь в полной мере сказываются личные способности преподавателя.
       Всячески нужно стремиться, чтобы в результате собеседования или консультирования студент ушел от преподавателя удовлетворенным. Это совсем не означает, что любым средством нужно добиваться его положительной реакции. Реакция  преподавателя может быть и отрицательной, даже может вызвать какое-то неудовольствие. Главное состоит в том, что после консультации или беседы студент должен ощутить правоту преподавателя и безусловное уважение к его позиции. Верным признаком эффективности индивидуальной работы, которая проводится со студентами, является  их поведение. Если они "идут" к преподавателю, задают разнообразные вопросы – это означает, что работа преподавателя достаточно эффективна и результативна, обучающиеся получают от нее удовлетворение, а авторитет преподавателя достаточно высок. Если же интенсивность посещений консультаций уменьшилась, а то и совсем прекратилась,  необходимо критически проанализировать свои действия и поведение.

                                                                 Возврат  к "Содержанию"

 

Hosted by uCoz