ЭКЗАМЕНЫ  И  ЗАЧЕТЫ
 

Прием экзаменов возлагается на ведущих преподавателей - лекторов потоков. Однако преподаватели, которые ведут за ним практические, лабораторные и групповые занятия не остаются в стороне, и также активно участвуют в этом важнейшем контрольном мероприятии как помощники.
     Разработка билетов, доведение экзаменационных требований экзаменующимся, предэкзаменационные консультации - все это обязаны выполнять лекторы потоков. В отдельных случаях к этой работе может привлекаться другой преподавательский состав. По всей видимости, какую-то инициативу и самостоятельность начинающему преподавателю здесь проявлять не следует. В крайнем случае, она должна быть тщательно согласована с действиями лектора. Главная задача начинающего преподавателя на этапе предэкзаменационной подготовки состоит в подробном изучении содержания билетов и требований, предъявляемых к уровню знаний и умений студентов. Это необходимо, чтобы выступающий на экзамене  помощник экзаменатора, предъявлял  одинаковые  с ним требования к содержанию ответов и форме их изложения.
     Преподаватель-помощник на экзамене должен  ориентироваться на поведение лектора, который принимает экзамен. Во всех случаях важно твердо помнить и придерживаться требований к процессу проведения экзамена и критериям выставления оценок.
         К началу экзамена преподаватель может высказать лектору свой прогноз об уровне подготовки отдельных студентов, доложить экзаменатору свое мнение о глубине и качестве их знаний.
        Экзаменатор может возложить на своего помощника разные обязанности: проверку уровня практической подготовки студентов на технике, правильности  решения задачи, которая поставлена в билете, заслушивание ответов на отдельные вопросы и т.д. В некоторых случаях экзаменатор может доверить своему помощнику выполнять свои функции в полном объеме. При этом нужно не забывать, что выставляет оценку, расписывается в зачетной книжке и ведомости не помощник, а сам экзаменатор.
        При заслушивании ответов преподавателю необходимо определить, освоил ли экзаменующийся материал по существу, владеет ли соответствующим понятийным аппаратом, способен ли применять свои знания к решению практических задач, владеет ли знаниями только в рамках  программы, или самостоятельно изучал дополнительную литературу и способен ли излагать  свои мысли полно, грамотно и логически последовательно.
        Экзаменатор и его помощник должны создать спокойную  и деловую обстановку в аудитории, выслушать ответы экзаменующихся, не перерывая их выступлений. После завершения ответа нужно сделать конкретные замечания по сути допущенных ошибок, дополнительные вопросы задавать в границах учебной программы четко и понятно. После завершения опроса экзаменующемуся   нужно разъяснить, какие ошибки он допустил и степень их грубости. Студент должен быть убежден, что выставленная преподавателем оценка является справедливой. Главная задача начинающего преподавателя на экзамене состоит  в приобретении педагогического опыта.

Немного по-иному отстоит дело при принятии зачетов. Их можно разделить на два класса. Зачеты по учебной дисциплине в целом, или ее частям мало отличаются по целям и методике от проведения экзаменов, в особенности, если предусмотрено выставление дифференцированной оценки.
       Кроме того, от обучающихся принимаются зачеты по лабораторному практикуму, учебной и производственной практике, стажировке, расчетно-графическим роботам. К принятию этих зачетов могут привлекаться любые преподаватели кафедры, которые принимают участие в проведении соответствующих занятий. Ответственность начинающего преподавателя, который принимает такой зачет самостоятельно, существенным образом повышается. На него возлагается ряд дополнительных обязанностей. Прежде всего, нужно помнить, что начинающий преподаватель не должный проявлять "самодеятельности". Все принципиальные вопросы приема зачета должны быть согласованы с ведущим преподавателем. Наиболее важные из них рассматриваются и одобряются  на заседании кафедры. В частности, к ним относятся: форма зачета - письменный или устный, вопросы к зачету, список выносимых на зачет наглядных средств. Зачеты, связанные с проверкой практических умений и навыков в работе на технике, целесообразно принимать непосредственно на рабочих местах, где происходили соответствующие занятия. Не следует при этом сбиваться на теоретические вопросы, заставлять вспомнить формульные зависимости, требовать разъяснения принципов построения аппаратуры и т.д. Задача данного зачета - обнаружить в какой степени обучающийся освоил практические действия: включение и выключение аппаратуры, ее настройку и регулировку, проведение  функционального контроля, оценивание уровня работоспособности, умения искать  места отказа в устройствах и т.д.
         Преподаватель должный иметь перечень вопросов, на которые будут отвечать сдающие  зачет.
         Если предусмотрено выполнение тех или других действий в ограниченное время, то нужно также иметь при себе официальные нормативы выполнения этих действий.
        В некоторых случаях по решению кафедры зачет может приниматься в письменной форме, например, предлагается заполнить денежную ведомость, составить акт рекламации, разработать программу на алгоритмическом языке и т.д. Достоинство такого метода приема зачета состоит в том, что повышается объективность оценивания при сокращении времени на прием зачета. Вместе с тем, преподавателю нужно в этом случае больше времени на проверку текстов ответов.
        При проведении зачетов любого вида нужно стремиться к тому, чтобы вопросы, которые задаются студентам, по своему объему и трудности были приблизительно одинаковые.

Необходимо также помнить, что психологические особенности человека таковы, что  вольно или невольно он считает зачет менее важным видом контроля, чем экзамен. Поэтому подготовке к зачету студенты часто уделяют меньше внимания, а некоторые стремятся сдать зачет "на авось". Поэтому, в процессе приема зачета преподаватель должный проявить соответствующие твердость и принципиальность.

                                                                              Возврат   к  "Содержанию"

Hosted by uCoz