ЗНАКОВАЯ   НАГЛЯДНОСТЬ

 

     Знаковая наглядность является разновидностью абстрактной. Она получила наибольшее распространение в математике. Различные условные символы в математике применялись не всегда. Было время, когда математические действия описывались при помощи слов. Символы и знаки были введены в математике с целью сокращения математических действий и увеличения обозримости логики действий. Например, символ x(t) означает “некоторая переменная величина, характеризующая заданный процесс, изменяющийся во времени”.       Логические совокупности математических символов и знаков образуют формулы. Они позволяют в наглядно обозримой форме представить смысл законов, правил, математических действий над различными объектами и понятий.

     Приведем примеры.
     Закон Ома гласит:”Сила тока
I, протекающая по проводнику равна напряжению U, приложенному к этому проводнику, деленному на его сопротивление R”. Символьная запись закона Ома имеет вид     I=U/R.
     Правило раскрытия скобок в символьном выражении    с (а+b)=са+сb   гласит:”переменная “с”, стоящая перед скобкой, последовательно умножается на переменные “а” и “b”, расположенные внутри скобок, и полученные величины складываются между собой”.

     Понятие «математическое ожидание дискретной случайной величины» записывается виде математической  формулы ( сумма значений случайной величины, деленная на их    количество,

      Знаковая наглядность нашла широкое распространение в химии. Например, формула воды - Н2О – означает, что одна молекула воды содержит два атома водорода и один атом кислорода. Иногда химическая формула позволяет понять и строение молекулы. Например, запись - С2Н5ОН - говорит не только о количестве и типах атомов, но и указывает, что в молекулу этилового спирта входит гидроксильная группа – ОН.
         Знаковая наглядность  широко используется уже в школе, начиная с младших классов, поэтому при обучении в вузе принципиальных трудностей у студентов она не вызывает. Однако, количество условных знаков в последнем случае существенно увеличивается и, главное, смысл, вкладываемый в знаковые обозначения, значительно усложняется. Наглядным примером здесь могут служить матричные вычисления. Поэтому, преподаватель, используя знаковую наглядность должен побеспокоиться о том, чтобы за каждым знаком студент четко видел смысл обозначенного объекта и принять специальные меры для его прочного запоминания.

                                                                          Вернуться  к  "Наглядности"

 

Hosted by uCoz