ВИДЫ   НАГЛЯДНОСТИ

ЗНАЧЕНИЕ  НАГЛЯДНОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

      Уже в древние времена первобытный человек, рисуя прутиком на песке изображение реки или морского берега, использовал наглядность для передачи своих знаний другому человеку. Следовательно, наглядность зародилась вместе с сознанием человека.  Она сопровождала жизнь человеческого общества  и развивалась вместе с  развитием человечества.
        Возникает вопрос о том, какую же роль играет наглядность в жизни современного человека. Представим себе, что, утром выйдя на улицу, чтобы идти на работу, человек переходит дорогу, на которой белыми прямоугольниками наглядно обозначен пешеходный переход. Подойдя к остановке, он видит табличку, на которой нарисован знак троллейбуса,  наглядно показывающий место его остановки. Двигаясь дальше, он приближается  к метро и наблюдает большую красную букву М, наглядно свидетельствующую,  что под ней находится вход в метрополитен. В поезде метро имеется наглядная схема, показывающая, где нужно сделать пересадку на другую линию и т.д.
         Можно привести еще множество примеров, свидетельствующих, что наглядность в современном обществе играет все более и более важную роль, и стала неотъемлемой частью человеческой деятельности.  Более того, наглядность, как явление, становиться все более сложным и требует приобретения человеком специальных умственных качеств, для того чтобы эти свойства наглядности использовать в полной мере.
         Обратим внимание, что уже в приведенных выше примерах наглядность выступает в различных формах: символьной, буквенной, графической. Представим себе, что в приведенных примерах почувствовал бы человек, живущий в 16 или 17 веке. Какое воздействие оказали на него приведенные наглядные изображения? Ответ очевиден.
           Особенно важную роль играет наглядность в процессе обучения. Она позволяет более глубоко понять изучаемые объекты и процессы, улучшить процесс восприятия учебного материала, сократить умственные  усилия для познания истины. 

                                                         ВИДЫ НАГЛЯДНОСТИ

         Процесс обучения требует от человека существенных умственных усилий. Поэтому, естественно, при обучении возникает необходимость облегчить процессы восприятия, осмысления и запоминания учебного материала.
        Это достигается созданием в сознании человека наглядных образов, которые в той или иной мере воспроизводят главные, основные, наиболее существенные черты реальных явлений и процессов. По существу, обучающийся вольно или невольно заменяет реальный объект (оригинал) некоторой моделью (образом), отбрасывая второстепенные свойства и особенности объекта изучения.
       Следовательно, наглядность – это свойство различных приемов и методов облегчать формирование в сознании человека тех или иных образов, как правило, сложных объектов, явлений, процессов и форм. Иначе можно сказать, что наглядность – это приемы и методы создания в сознании человека некоторых моделей, облегчающих восприятие и осмысление реальных объектов.
        Чем ниже уровень интеллекта обучающегося, тем в большей степени ему необходима конкретная, непосредственная наглядность обучения.  Вместе с тем, как будет показано ниже, в процессе обучения формы и свойства наглядности становятся все более сложными и требуют для своего использования существенных умственных усилий  обучаемых.
        В настоящее время наглядность является неотъемлемой частью учебного процесса. Если преподаватель хочет, чтобы его учебная дисциплина была хорошо усвоена учащимися, он должен изыскивать и применять в процессе занятий различные методы обеспечения высокой степени наглядности учебного материала.
        Особенно важно обеспечить высокую степень наглядности в высших учебных заведениях на первых курсах обучения, когда умственное развитие студентов еще не велико. Им еще с трудом дается понимание многих сложных новых понятий. Преподаватель при этом должен обеспечить высокую степень наглядности обучения, опираясь на школьный опыт и знания.
        На старших курсах обучения, естественно, нужно опираться на знания и умственные качества, которые студенты получили на младших курсах.
         По мере развития науки и техники, усложнения материала и усиления абстракции изучаемых объектов, сама наглядность становится сложной и требует от обучающихся существенных умственных усилий для своего понимания.

     Виды наглядности могут быть классифицированы по трем признакам.
         По признаку воздействия на познавательные процессы можно выделить (рис.1)

                           

                                                                           Рис.1

       Конкретная наглядность (наглядность живого созерцания) воздействует на органы чувств человека (зрение, слух, обоняние, осязание) и позволяет существенно активизировать процесс восприятия изучаемых объектов.
       Конкретная наглядность может быть непосредственной, когда объекты изучения или их модели непосредственно воздействуют на органы чувств человека.
       Конкретная наглядность может быть и опосредованной. В этом случае наглядность обеспечивается применением специальных приборов или инструментов.

       Абстрактная наглядность связана с усвоением абстрактных знаний, которые формируются в сознании человека на этапе осмысления воспринятого материала. Как правило, она имеет знаковую либо графическую форму.

       Наконец, практическая наглядность. Эта наглядность связана с практикой. Эту наглядность можно разделить на наглядность практических действий и практического применения знаний.
       Наглядность практических действий предусматривает облегчение понимания процесса трудовых действий человека в повседневной жизни и трудовой деятельности.
     Наглядность практической проверки знаний предусматривает практическое подтверждение законов явлений и процессов, знания о которых были получены в ходе учебного процесса.

     С психологической точки зрения наглядность можно разделить (рис.2) на предметную, изобразительную и 

  словесную.                  

                                                                                 Рис.2

     Предметная наглядность предполагает непосредственное восприятие предметов и явлений.
     Изобразительная наглядность обеспечивается при помощи изобразительных средств – рисунков, графиков, слайдов.
     Под словесной наглядностью понимают яркую, живую речь преподавателя, формирующую в сознании обучающегося конкретные образы изучаемых объектов.

     По своему характеру наглядность может быть (рис.3) статической, динамической и мультимедийной.

                                

                                                                               Рис.3

     Статическая наглядность использует для решения своих задач неподвижные статические изображения. Динамическая наглядность, напротив, использует движущиеся изображения.
     Мультимедийная наглядность предусматривает восприятие модели изучаемого объекта двумя органами чувств человека – зрением и слухом. Такая наглядность по своему воздействию на сознание человека граничит с воздействием произведений искусства.

Наглядность может быть также классифицирована по объекту своего использования. Это могут быть материальные объекты – устройства, средства передвижения, сооружения, растения, электрические и другие поля, местность и т.д. Вторым объектом использования могут быть процессы – различные потоки, передача данных, процессы движения воздушных и водных масс, химические и другие процессы. Наконец, объектом наглядности могут быть виртуальные процессы и явления – условные обозначения на экранах мониторов компьютеров, которые относятся к виртуальным объектам: окнам, меню, файлам и папкам, полосам прокрутки и т.д.

                                           Вернуться  к  "Наглядности"

 

Hosted by uCoz