Наглядность практических действий может обеспечиваться двумя способами.
Во-первых, практическим показом преподавателя трудовых приемов, подготовки инструментов, контроля состояния аппаратуры, подготовки приборов и их настройки и т.д.
Во-вторых, наглядность практических действий может обеспечиваться применением рисунков, демонстрирующих те или иные практические приемы, меры по соблюдению условий охраны труда, установку устройств и узлов в исходное состояние, применением графов, указывающих последовательность действий, применением мнемосхем.
Наглядность практических действий может быть хорошо обеспечена демонстрацией кино- и телефильмов, показывающих образцовое выполнение тех или иных трудовых приемов в реальном или замедленном темпе.
Наглядность практического применения знаний обеспечивается, как правило, в процессе проведения практических и лабораторных занятий. В процессе проведения лабораторных занятий наряду с исследовательскими целями ставятся и цели приобретения практических навыков в проведении экспериментов, обработке полученных результатов, использовании контрольно-измерительной аппаратуры.
При снятии характеристик, построении графиков и т.д. обучающийся должен кроме экспериментально снятых данных привести и «идеальные» результаты, полученные с помощью теоретических моделей. Это обеспечивает наглядное усвоение того факта, что теоретическая модель лишь приближенно отражает реальные процессы и явления и дает представление о степени правильности сделанных допущений и предположений.
ВЫВОДЫ
Современные методы обеспечения наглядности обучения предоставляют возможность преподавателю выбрать из них те, которые дают для каждого данного случая максимальный положительный эффект. В процессе подготовки к занятию преподаватель должен не только хорошо освоить материал занятия по существу, но и продумать методику его преподнесения. Важным элементом такой методики является обеспечение наглядности.
Наглядность необходима не только при непосредственном проведении занятий, но и в процессе индивидуальной работы со студентами.
В процессе собеседований, консультаций, проведении контроля знаний преподаватель должен помнить, что одна из его задач состоит в том, чтобы результаты собеседований и консультаций оставили в сознании обучаемого заметный след. Это достигается обеспечением высокой степени наглядности.
Вернуться к "Наглядности"