|
Этот
вид наглядности является разновидностью знаковой наглядности. В основу
наглядности этого вида положено понятие пиктограммы. Пиктограмма – это
символ, соответствующий тому или иному объекту, безотносительный к
языковой форме представления данного объекта. Этот символ не
фиксирует речь как таковую, а отражает ее содержание. Как
правило, символ является мнемоническим (напоминающим) рисунком, не связанный
ни со словом, ему соответствующим, ни с языком представления.
Пиктографическая письменность известна с эпохи неолита. Со временем она была
вытеснена из употребления языковой письменностью. До последнего времени
пиктографические изображения не находили широкого применения и применялось
как подсобное средство при регулировании дорожного движения и на
крупных международных мероприятиях. Главное достоинство пиктограмм
состоит в относительно легком понимании их смысла, независимо от знания
любого языка. В настоящее время происходит бурная
интернационализация жизни человечества, поэтому пиктографические
изображения переживают как бы второе рождение. Особую роль здесь сыграло
развитие вычислительной техники. Современные операционные системы компьютеров
широко используют пиктографические изображения, что явилось одной из причин
их широкого использования во всем мире. В связи со сказанным возникает
необходимость студентам, особенно обучающимся в технических вузах,
приобрести хорошие навыки использования пиктографической наглядности. Перед
преподавателями, в свою очередь, встает задача использовать в полной мере
возможности пиктографической наглядности. Примеры
из компьютерных технологий. Примеры
из компьютерных технологий (применительно к редактору WORD): буква Ж обозначает
создание жирного шрифта. Можно привести множество других примеров. Студенты всех вузов и всех специальностей уже на первом курсе изучают в дисциплине «Информатика» основы работы с компьютером и в значительной степени знакомы с применяемой в ней пиктографической символикой. В настоящее время в любых учебных дисциплинах в той или иной мере используются возможности компьютеров. Преподаватели должны это хорошо понимать и не упустить недавно возникшие возможности для повышения наглядности тех дисциплин, которые они преподают.
|