|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Графическая наглядность одна из наиболее распространенных и широко применяемых форм наглядности. По существу она сводится к созданию графических образов в сознании обучающегося. Геометрические образы можно разделить на несколько групп:
Графики могут быть построены в различных системах координат – прямоугольной, либо полярной. Если необходимо наглядно представить протекание какого-либо процесса во времени, то используется прямоугольная система координат. По горизонтальной координате при этом откладывается время, по вертикальной – значения переменной, которая изменяется.
Если необходимо обратить внимание на количественные соотношения, то в соответствии со стандартами на графике должна быть нанесена координатная сетка с указанием значений, стрелки на линиях не указываются. Пример такого графика представлен на рис.2.
Полярные координаты используются, чаще всего, когда необходимо показать какие-либо величины, меняющиеся в пространстве. Например, зону обзора радиолокатора (рис.3).
Диаграммы позволяют наглядно изобразить изменение каких-либо величин в дискретные моменты времени, либо сопоставить какие-либо величины, относящиеся к разным объектам.
На рис.5 представлена диаграмма площадей материков Земли в миллионах квадратных километров.
Круговые диаграммы особенно наглядны в том случае, когда необходимо показать долю какого-либо количества в чем-либо. На рис.6 показаны результаты голосования в Верховный Совет Украины 26.03.2006 г.
ТАБЛИЦЫ Таблицы, как средство обеспечения наглядности, примыкают к графикам и диаграммам, однако имеют и ряд особенностей. В них можно представить большой объем информации в обозримом виде. Табл.1
Примером таблицы, где приводятся обобщенные данные о допустимых условиях хранения изделий, является следующая таблица (табл.2).
В табл.3 представлены результаты расчета по формуле y=f(x,a) для a=a1 , a=a2 Табл.3
Используя таблицы для обеспечения наглядности обучения, преподаватель должен иметь в виду, что здесь недопустимо наличие очень большого количества данных, так как внимание обучающихся в этом случае рассеивается, и необходимая наглядность не достигается. Для достижения необходимой наглядности при большом количестве данных целесообразно представить эти данные не в одной, а нескольких таблицах. ВЕКТОРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ На определенном этапе развития науки было введено понятие «векторная величина» и ее наглядное изображение – вектор. Векторное представление получило широкое распространение при исследовании и представлении различных физических явлений. В виде векторов можно представить механические силы, напряженности электрического и магнитного полей, скорость движения тел и т.д.
При изучении гармонически колеблющихся величин типа Q(t)= A* sin(0t+) весьма наглядно представление их в виде вращающихся векторов (рис.8). При этом мгновенное значение гармонически колеблющейся величины определяется как проекция вращающегося вектора на вертикальную ось. ГРАФЫ Графы являются одним из средств обеспечения наглядности в случаях, когда необходимо представить совокупность взаимосвязанных между собой предметов и явлений. Известно, что граф это совокупность точек, соединенных ребрами. Отдельные элементы графа могут нагружаться. Они могут обозначать события, предметы, действия и т.д. Такой прием, как нагрузка элементов графа, повышает наглядность и может быть рекомендован во всех случаях. Частным случаем наглядного представления выполняемых работ является нагруженный граф под названием сетевого графика.
1, 2, 3, 4, 7 – обозначают первоначальные исходные действия, 5, 6, 8, 9 – промежуточные действия сборки, 10 – выход готового изделия.
Здесь 1 обозначено работоспособное состояние ЭВМ, 2 – состояние, соответствующее устранению последствий сбоя, 3 – состояние отказа аппаратуры. Стрелками показаны переходы из одного состояния в другое. Они могут быть нагружены интенсивностями переходов, и в этом случае служить исходными данными для расчета надежности ЭВМ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СХЕМЫ Функциональные схемы устанавливают состав устройств и связи между ними. Они широко используются при изучении сложных объектов, в составе которых имеется большое количество элементов, связанных между собой разнообразными связями.
Схема показывает состав компьютера и связь между устройствами, осуществляемую через общую шину. На рис.12 показана функциональная схема роботизированного участка производства. Из рисунка видно, что управляющая ЭВМ согласованно управляет двумя конвейерами – К1 – конвейером подачи деталей и К2 – конвейером изделий, а также роботом, который берет (схватывает) детали с конвейера К1 и устанавливает их на изделия, находящиеся на конвейере К2.
Робот и конвейеры согласованно функционируют под воздействием сигналов, вырабатываемых управляющей ЭВМ. (УЭВМ). СХЕМЫ АЛГОРИТМОВ Схемы алгоритмов широко используются для наглядного описания различных, как правило, достаточно сложных процессов. В подавляющем большинстве случаев они ориентированы на выполнение в ЭВМ. На рис.13 представлен соответствующий фрагмент схемы алгоритма с пояснениями.
б) Необходимо изучить метод поиска места расположения элемента в последовательности путем сравнения с эталоном. На рис.14 представлен соответствующий фрагмент алгоритма с пояснениями.
МНЕМОСХЕМЫ Мнемосхемы – это графические изображения, ориентированные на облегчение запоминания материала. Мнемосхемы являются частью общей мнемотехники, которая может иметь визуальный либо вербальный характер. Приведем примеры.
Рис.15 На рисунке 15 вертикальными линиями показаны реализации случайных величин для случая малой и большой дисперсии. Буквой М обозначено значение математического ожидания случайной величины.
Мнемосхема иллюстрирует процесс поиска максимального элемента путем просмотра всех элементов последовательности, проверки текущего элемента последовательности с текущим значением m и его замены, если очередной элемент больше m.
.
|