АБСТРАКТНАЯ    НАГЛЯДНОСТЬ

 

     В процессе развития науки и техники появилось множество различных понятий и терминов в краткой форме описывающих достаточно сложные объекты, действия, процессы и явления и их атрибуты.
     Непосредственно органы чувств человека эти понятия и термины воспринимать не могут. Они формируются на более высоком уровне мыслительной деятельности – на этапе осмысления. Смысл отдельных понятий может быть достаточно сложен, и для его понимания в процессе обучения необходимо затратить немало умственных усилий.
Для сокращения умственного процесса и его упорядочения, уже в древнейшие времена стали использовать  знаки,  буквы,  условные изображения, иероглифы.  Каждый такой знак в краткой форме представляет звук, действие либо какое-то понятие или явление.
     Так зародилась абстрактная наглядность. Ее существо состоит в том, что между отдельными условными обозначениями и реальными объектами, действиями и понятиями устанавливается взаимнооднозначное соответствие.
     По мере развития человечества многие условные обозначения приобрели некоторое стандартное начертание, и им приписывается вполне определенный смысл.
     Классическим образцом в этой части является современная математика, использующая большое количество разнообразных  условных знаков для обозначения математических, зачастую весьма сложных действий. Например, знак “+” обозначает операцию сложения чисел, а знак Σ обозначает суммирование некоторых объектов. Справа от этого символа, обозначенного буквой
 с индексом, указывается обозначение объекта. Под символом суммы указывается   общее количество суммируемых объектов.
     Даже из этих простейших  примеров следует, что смысл условных обозначений не может быть понят путем обычного восприятия органами чувств человека. Здесь необходимо четко понимать тот процесс, который условно отображает то или иное условное изображение.
     Следовательно, абстрактная наглядность требует от обучающегося определенных умственных усилий для понимания существа, стоящего за тем или иным обозначением, и прочного запоминания связи между знаком и объектом, процессом или действием, который он обозначает.
     После того, как такая связь в сознании обучаемого установлена, данное условное изображение можно широко использовать в процессе обучения. При этом сокращается мыслительный процесс, в сознании обучающегося возникает некоторый условный образ, которым он в дальнейшем оперирует как единым целым. Следовательно, преподаватель, используя в процессе обучения абстрактную наглядность, должен на первых этапах обеспечить установление в сознании обучаемого связи между условными обозначениями и реальными объектами, а также закрепить эту связь. В дальнейшем же, когда данное условное обозначение будет использоваться, уже не появляется необходимости его подробного разъяснения.
    В абстрактной наглядности различают знаковую, графическую и пиктографическую. Этим видам наглядности посвящены отдельные страницы данного сайта.

     Таким образом, существо абстрактной наглядности состоит в том, что реальные объекты, явления, процессы и т.д. представляются некоторыми абстрактными условными обозначениями, которые создают в сознании обучаемого некоторый образ этого объекта, явления, процесса и т.д. В этом состоит главная особенность обеспечения абстрактной наглядности.

                                                      Вернуться к "Наглядности"

 

 

Hosted by uCoz