ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ОБЛИК  ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

                                                          Внешний вид преподавателя

 Внешний вид человека играет значительную роль во взаимоотношении с людьми. В полной мере это относится и к преподавателю. Известна поговорка – «по одежке встречают – по уму провожают».
         Приходя на занятия, преподаватель должен быть в аккуратной одежде темных тонов. Кричащая, яркая одежда создает впечатление несерьезности и ветрености характера, располагает студентов к проявлению панибратства. Неаккуратная, не глаженая одежда вызывает неприязнь к преподавателю и никак не способствует выработке авторитета. Тем более, недопустимо появление молодого ассистента-мужчины на занятиях в небритом виде,  джинсовых брюках с заплатами, с растрепанной прической и т.д.  Ассистентам-женщинам необходимо избегать "сверхмодной одежды" и злоупотребления парфюмерией.
         Выражение лица преподавателя свидетельствует о многом. Говорят, что лицо человека является зеркалом его души. Мрачное, угрюмое выражение лица,  угнетает обучающихся, вызывает у них чувство неприязни. Каменное, беcчувственное выражение лица отвращает студентов, отдаляет их от преподавателя. К такому преподавателю студент стесняется обратиться с вопросом, не придет на консультацию. Важным элементом выражения лица является улыбка, которая без слов показывает радость и удовольствие от общения. Однако улыбка преподавателя должна быть естественной и выражать его истинные чувства. К сожалению, встречаются и дежурные бесчувственные улыбки, которые маскируют истинную сущность человека. Такие улыбки могут распознаваться не сразу, однако, будучи распознанными, вызывают глубокое и стойкое недоверие к улыбающемуся человеку. Преподаватель не должен злоупотреблять «улыбчивостью», ибо у студентов вырабатывается в этом случае мнение о фальшивости поведения преподавателя. Для появления улыбки должна быть веская, понятная студенту причина. Улыбка должна быть естественной. Необходимо помнить, что дело состоит не столько в улыбке, сколько во внутреннем состоянии преподавателя, стремящегося понять студента, его запросы и состояние.
          Одним из важных факторов, определяющий внешний вид преподавателя, является его мимика и жестикулирование. Зачастую преподаватель, увлекаясь общением, теряет контроль над своими телодвижениями и может при этом нанести ущерб своему авторитету. В психологии существуют понятия «открытость» и «закрытость» собеседника.
          Открытость состоит в расположенности человека к общению, внимательному восприятию информации, стремлению понять собеседника.
         Закрытость – такое состояние, которое затрудняет общение и ведет к непониманию собеседников друг друга.
Преподаватель должен избегать «закрытых» поз. О закрытости преподавателя прежде всего говорят перекресты рук и ног. Если преподаватель в процессе беседы со студентом скрестил руки, то он почти наверняка получит в ответ «закрытого» студента. При этом свободное собеседование резко затрудняется. Необходимо избегать постукивания пальцами по столу или ногой по полу, периодического посматривания на часы, передвижения на кончик стула. «Закрытый» преподаватель может подпирать голову руками, озираться по сторонам и т.д. Все это вольно или невольно воспринимается студентом как сигнал к завершению беседы. Преподаватель дает понять студенту, что продолжать взаимодействие он не хочет.
        В общении со студентом преподаватель должен избегать «закрытых» поз, никак не проявлять своей нетерпеливости и  прерывать своего собеседника, проявлять «открытость» к общению.
Естественно, внешний облик преподавателя не является полностью определяющим в общении со студентами, но оказывает значительное влияние на выработку его авторитета, особенно на первых этапах взаимодействия.

                                                               Общение со студентами

Начинающий преподаватель уже с первых дней своей педагогической деятельности общается со студентами в различной обстановке. Каждый человек непроизвольно вырабатывает свой стиль общения. Преподаватель должен побеспокоиться о выработке у себя такого стиля общения, который обеспечил бы ему выработку необходимого авторитета, повысил уровень учебной и воспитательной работы студенческого коллектива.
Ниже приводятся некоторые рекомендации, которые помогли бы начинающему преподавателю выработать рациональный стиль общения со студентами.

         Преподаватель общается со студентами в двух основных ситуациях. Во-первых, при проведении аудиторных занятий (лекции, групповые и лабораторные занятия, практики и т.д.), во-вторых, при индивидуальном собеседовании (консультации, прием зачетов и т.д.).
         Стиль общения преподавателя в этих ситуациях должен быть различным.

На аудиторных занятиях имеет дело с коллективом, поэтому он должен хорошо понимать психологию коллектива и уметь управлять этим коллективом. При индивидуальном собеседовании  необходимо учитывать психологические особенности конкретной личности. Только в этом случае преподаватель может решить свои задачи по воспитанию и обучению студентов. В психологии вопросам управления коллективом уделяется значительное внимание. По своему назначению коллективы могут быть разными: трудовыми, воинскими, спортивными, профсоюзными, партийными и т.д. Преподаватель имеет дело с учебным коллективом, которому присущи кроме общих черт любого коллектива свои специфические особенности. Любой коллектив, в том числе и учебный, в своем развитии проходит ряд стадий.

На первом курсе студенты еще почти не связаны узами общности, плохо знакомы друг с другом, отсутствует лидер, взаимное воздействие друг на друга довольно слабое.
         В дальнейшем – к концу первого курса, на втором курсе, студенты устанавливают контакты, создаются микрогруппы, проявляются лидирующие личности, выявляются симпатии и антипатии.

        На втором-третьем курсе полностью выделяются лидеры, формируется ядро группы – это наиболее активные и работоспособные студенты, способные вести группу за собой. Они как бы «делают погоду» в группе.
         Наконец, на третьем-четвертом курсе обучения формируется дружный и работоспособный коллектив, студенты  активно и энергично участвуют в учебной деятельности.
Естественно, выше описан идеальный путь развития коллектива студентов. В зависимости от конкретных обстоятельств могут быть отклонения в ту или иную сторону.
Сплоченный, дружный коллектив оказывает огромное влияние на своих членов. Зачастую и после окончания учебного заведения члены такого коллектива многие годы поддерживают между собой связь, пишут друг другу письма, собираются на встречи.
           Начинающий преподаватель должен учитывать особенности того коллектива студентов, в котором ему предстоит проводить занятия. Желательно заблаговременно выяснить, на какой стадии развития находится коллектив студентов, каковы его особенности, выделить лидеров, наиболее активных и пассивных студентов. Это можно сделать в беседах с преподавателями, которые уже вели занятия в данной группе, либо получить такие сведения в деканате. Желательно уже на первых проводимых занятиях выделить и запомнить наиболее активных и пассивных студентов, сделав для себя соответствующие записи.
Необходимо иметь в виду, что встречаются, хотя и редко, такие коллективы, в котором каждый студент, как говорят «сам по себе», членов этого коллектива ничего не объединяет. В таком коллективе преподавателю работать крайне трудно.
          Одна из важных воспитательных задач каждого преподавателя заключается в формировании такого сплоченного коллектива учебных групп, в которых царят общее стремление активно работать над приобретением знаний и  взаимопомощь.  Успешно решить эту важнейшую воспитательную задачу может только дружная, систематическая и целенаправленная работа всего преподавательского состава высшего учебного заведения.Важной задачей преподавателя является управление коллективом студентов. Необходимо добиваться, чтобы студенты выполняли учебные задания без принуждения, а вследствие высокой степени мотивации обучения. Психологически это достигается большой степенью доверия преподавателя к студентам при высокой требовательности. При этом требовательность не следует путать с придирчивостью.
       Известно несколько стилей управления коллективами: авторитарный, демократический, либеральный (анархический), алогичный (непоследовательный), гибкий (ситуативный).

Авторитарный стиль управления студенческой   предполагает опору на официальный авторитет. При этом преподаватель не интересуется мнением студентов, требует от них безусловной веры в свои слова и выполнения своих заданий с точностью до мелочей, не поддерживает инициативы, зачастую игнорирует реакцию группы, злоупотребляет контролем, часто применяет наказания. Авторитарность проявляется также в том, что преподаватель стремится взять инициативу в свои руки, не дает возможность студентам задавать вопросы, стремится детально объяснить те или иные положения и мало беспокоится о том, поняли ли студенты его объяснения. Авторитет преподавателя, использующий авторитарный стиль руководства группой, невелик и он не может в полной мере обеспечить решение задачи по воспитанию и обучению студентов.

Демократический стиль управления студенческой группой опирается на активность студентов и поддержку их разумной инициативы. Для этого стиля характерно проведение дискуссий по отдельным вопросам, использование методов проблемного обучения, внимательное отношение преподавателя к задаваемым вопросам и его стремление к активизации познавательной деятельности студентов. На занятиях преподаватель создает такую обстановку, что студенту кажется, что он сам нашел ответ на  тот или иной поставленный вопрос. Демократический стиль управления студенческой группой значительно активизирует работу группы, вырабатывает у студентов чувство коллективизма, способствует сплочению коллектива.  Студенты при таком стиле руководства группой видят в преподавателе не официального начальника, а старшего товарища, проникаются к нему уважением. От занятия к занятию авторитет преподавателя возрастает.

Анархический (либеральный) стиль характеризуется слабым вмешательством преподавателя в работу группы. На занятии это проявляется в том, что, получив задание, студенты остаются предоставленными самим себе, требования к их поведению и работе  преподаватель не предъявляет, их деятельность не контролируется или контролируется слабо. Вместо ответов на задаваемые вопросы студентам предлагается обратиться к соответствующей литературе, либо самостоятельно найти ответ. Такой стиль управления работой группы снижает активность студентов, не способствует их воспитанию, снижает заинтересованность в приобретении знаний, снижает авторитет преподавателя и должен быть осужден.

Непоследовательный (алогичный) стиль управления студенческой группой характеризуется неожиданными переходами преподавателя от одного стиля к другому, недостаточной целеустремленностью в достижении целей занятия, непредсказуемостью поведения преподавателя. Часто он вызывается недостаточностью профессиональных знаний преподавателя, отсутствием уважения к студентам. Во всех случаях преподаватель должен избегать такого стиля управления и если он склонен к его использованию, то принять все меры к его искоренению в своей деятельности.

Ситуативный (гибкий) стиль управления группой учитывает особенности студенческой группы, прежде всего, дисциплинированность и уровень мотивации. Он представляет из себя комбинацию демократического и авторитарного стилей управления. Обратим внимание, что переход от одного стиля к другому должен иметь свою причину. Эта причина должна быть хорошо понятна студентам, и не быть неожиданной для них.

В целом начинающему преподавателю можно рекомендовать выработку способности демократического руководителя группы, который опирается на коллектив, стремится усилить мотивацию обучения, выступает не как официальный начальник, а как старший товарищ, задача которого состоит в помощи студентам в овладениями знаниями. В отдельных случаях целесообразно, а иногда и необходимо, перейти к авторитарному стилю управления. Либерального и алогичного стилей управления группой нужно всячески избегать.

                                                   Вернуться    на  первую  страницу

 

Hosted by uCoz