П А М Я Т К А

       Приведенные ниже краткие советы начинающим педагогам позволят им, на наш взгляд, избежать некоторых типовых ошибок в своей педагогической деятельности  и будут способствовать приобретению начального опыта. Естественно, они не исчерпывают все возможные случаи, которые могут возникнуть на практике.

                                                            Общение со студентами

         1.Рассматривайте себя не как начальника, а как старшего товарища студентов, который хочет помочь им в приобретении знаний, умений и навыков.
         2.Не будьте высокомерным в общении со студентами. Не демонстрируйте своего превосходства.
         3.В общении со студентами будьте спокойны, внимательны и доброжелательны.
         4. Не считайте студентов глупее себя, ибо Ваше поведение станет высокомерным. Не считайте студентов умнее себя, ибо в этом случае Ваше поведение станет неуверенным. По своим способностям считайте студентов равным себе. Это обеспечит Вам успех в работе.
          5.Будьте требовательны, внимательны и справедливы.
          6. Действуйте, в основном, методом убеждения.
          7.Будьте общительными, но не назойливыми.
          8.Будте добрым, но не будьте «добреньким».
          9.Не считайте себя непогрешимым.
         10.Применяйте жесткие меры к студентам только в чрезвычайных случаях.
         11.Не опаздывайте на занятия  и не задерживайте  студентов во время перерывов.  Это  явный признак неорганизованности преподавателя.
         12.Обладайте чувством юмора.
         13.В обращении со студентами ни в коем случае не скатывайтесь на позиции панибратства.
         14.Проявляйте требовательность к студентам без грубости и придирчивости.
         15.На вопросы студентов отвечайте кратко, четко и по существу.
         16.Делайте студентам замечания по существу, не допуская даже косвенных личных оскорблений.
         17.Изучайте коллектив студенческой группы, его сильные и слабые стороны.
         18.Интересуйтесь не только учебной деятельностью студента, но и его личной жизнью.
         19.В случае появления конфликтной ситуации будьте спокойны и выдержаны. Убеждайте студента своей аргументированностью  и логикой.
         20.В общении со студентами проявляйте настойчивость и твердость, не путая их с упрямством и педантизмом.
         21.Избегайте упреков в адрес студента. Не допускайте выражений типа: «Я уже Вам сказал…», «Неужели это непонятно…», «Прежде чем спрашивать – посмотрите в конспект» и т.д.
         22.Взаимодействуйте со студентами по принципу – «доверяй, но проверяй».
         23.Избегайте такого общения, которое студент может воспринять как обвинение его в глупости. Поддерживайте у любого студента мнение, что он способен хорошо учиться.

                                                 Подготовка     к занятиям

 1.Готовясь к проведению занятий, мысленно поставьте себя в положение студента.
          2.В первую очередь глубоко изучайте материал, который Вам нужно будет преподавать.
          3.Постоянно работайте над современной научно – технической литературой, изучайте педагогику и психологию.
          4.Помните, что на ошибках учатся. Извлекайте опыт из своих ошибок. Известно, что лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.
          5.Посещайте занятия, проводимые старшими товарищами - профессорами и доцентами.  Выделяйте их положительные стороны. Подумайте, как использовать их опыт в своей педагогической деятельности.
          6.Выберите в качестве положительного образца преподавателя, у которого Вы учились и пытайтесь подражать ему.
          7.Тренируйте свою речь. Она должна быть громкой, четкой, внятной, грамотной и убедительной. Слова – паразиты и жаргонные выражения должны отсутствовать. Стремитесь стать оратором.
          8.Критически оцените свои достоинства и недостатки. В полной мере используйте первые и систематически  изживайте вторые.
          9.Анализируйте свои ошибки, допущенные при проведении занятий, делайте из них соответствующие выводы.

                                                    Поведение на занятиях

 1.Стремитесь избегать командных методов при проведении занятий.
          2.Ни в коем случае не теряйте управление работой группы на занятиях.
          3.Не будьте педантом. Не требуйте дословного повторения «истин» изложенных в учебной литературе и сказанных преподавателем.
          4.Гибко меняйте  стиль управления группой студентов. Основным стилем управления должен быть демократический.
          5.Стремитесь на занятии к тому, чтобы у студентов создалось впечатление, что они самостоятельно нашли  правильное  решение поставленной задачи.
          6.Рекомендуйте студентам периодически повторять пройденный материал.
          7.На занятии поддерживайте дисциплину. Ни в коем случае не допускайте анархии в поведении студентов.
          8.Систематически контролируйте деятельность студентов в соответствии с принципом: «доверяй, но проверяй».
          9.Поощряйте разумную инициативу студентов при решении той или иной задачи.
         10.Побуждайте студентов к активизации самостоятельной работы над изучаемым материалом.
         11.Поощряйте студентов, если они показывают знания, выходящие за пределы учебной программы.
         12.Не противопоставляйте студентов друг другу. Стремитесь к консолидации коллектива учебной группы.
         13.Проявляйте терпимость к ошибкам, которые допускают студенты. Вежливо, терпеливо и по существу разъясняйте им суть допущенной ошибки.
         14.На первых этапах знакомства с учебной группой старайтесь запомнить наиболее сильных и слабых студентов. Опирайтесь на сильных и помогайте слабым.
         15.Поощряйте взаимопомощь студентов в группе, но не потакайте списыванию.
         16.Обращайте особое внимание на относительно слабых, но трудолюбивых, настойчивых и добросовестных студентов. Всячески одобряйте их деятельность и помогайте в работе.
         17.Учебные задачи перед студентами ставьте четко, доходчиво и наглядно.
         18.Помните, что творческая атмосфера на занятии не появляется сама по себе. Ее нужно подготовить действиями преподавателя.
         19.Не теряйте самообладания, если обстановка на занятии складывается не в соответствии с Вашими ожиданиями.
          20.Стремитесь удовлетворить просьбу студента, если она принципиально не мешает ходу учебного процесса.
          21.При консультировании стремитесь выявить причины обращения за консультацией.
          22.На занятиях поощряйте разумную инициативу.
          23.Вырабатывайте у студентов способность излагать материал по существу, кратко и четко.
          24.Внимательно выслушайте вопрос студента, если нужно, то уточните его. Ваш ответ должен быть кратким, четким и по существу.
          25.Не читайте студенту нотации, не злоупотребляйте его терпением, не будьте многословны.
          26.При выставлении оценок будьте справедливы. Студент должен быть убежден, что оценка ему выставлена справедливо, даже если она не высокая.
          27.Не перебивайте студента при ответе на Ваш вопрос. Внимательно выслушайте его ответ. Выделите ошибки принципиального и непринципиального характера, укажите на них отвечающему.
          28.Если сомневаетесь в выставлении оценки, то сомнение должно быть разрешено в пользу студента.
          29.Не позволяйте студентам навязывать Вам свое мнение, в частности выпрашивать повышенную оценку.
          30.Не превращайте консультации в контрольный опрос.
          31.Активизируйте учебно-познавательную деятельность студента, не ждите, когда он обратится с вопросом. Стремись сам задавать ему вопросы.
          32.Не подгоняйте студента в его работе. Обращайте внимание не на скорость выполняемых действий, а на их правильность.
          33.Чувствуйте разницу между настойчивостью студента и его упрямством.
          34.Одобряйте работу студента гласно в присутствии других студентов.
          35.Постарайтесь понять существо задаваемого студентом вопроса и ответить ему по существу.
          36.Не вступайте в спор со студентами по мелочам.  Убеждайте его логикой своих аргументов.
          37.Критически относитесь к «всезнайкам». Убедительными аргументами и вопросами покажите ему, что многое он еще не знает.
          38.Похвала лучших студентов должна быть умеренной.

                                                      Завоевание  авторитета

 1.Завоевывайте авторитет глубокими знаниями по специальности, общей эрудицией и высокими морально-нравственными качествами.
          2.Старайтесь самостоятельно воздействовать на студентов. За помощью к заведующему кафедрой или в деканат обращайтесь в крайних случаях.
          3.Будьте честными. Не зная ответа на поставленный студентом вопрос, скажите об этом прямо. Подготовьте ответ к следующему занятию.
          4.Демонстрируйте свою эрудицию приведением поучительных примеров в контексте занятия.
          5.Не переоценивайте свои способности, будьте самокритичными.
          6.Развивайте у студентов умственные способности, ставя перед ними вопросы, требующие размышления и применения уже имеющихся знаний в новой обстановке.
          7.Цените в студентах старание, упорство в достижении целей, добросовестность и работоспособность.
          8.Стремитесь приводить примеры из области будущей профессиональной деятельности студентов.
          9.Если студенты не обращаются к Вам с вопросами - критически проанализируйте свое поведение.

                                                 Возврат  на   первую  страницу

 

Hosted by uCoz