КУЛЬТУРА  ОБЩЕНИЯ  ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
  СО СТУДЕНТАМИ

Каждый человек в течение своей жизни непрерывно общается со множествам различных людей. Основным средством общения является речь. Это мощный инструмент, выработанный в процессе тысячелетней эволюции человечества, без которого невозможно представить существование современного общества. Грамотное и эффективное владение своей речью особенно важно для преподавателей школ, техникумов, высших учебных заведений. Высокий уровень речевой культуры преподавателя вольно или невольно  передается студентам. Своей речью они не только передают свои знания обучающимся, но и оказывают на них мощное воспитательное воздействие. Можно с уверенностью сказать: каков  уровень культуры речи педагога, таков и уровень речевой культуры обучающихся.  Главной составляющей частью культуры общения людей является культура их речи. Поэтому важно каждому педагогу приобрести высокую культуру речи. К сожалению, начинающие преподаватели далеко не всегда осознают необходимость целенаправленной и систематической работы над своей речью. Это связано еще и с тем, что многие начинающие преподаватели  это вчерашние студенты, которые еще не в полной мере понимают важные и сложные задачи, которые возложены на современного педагога..

Различают разные виды речевого общения: контактное и дистантное, непосредственное и опосредствованное, устное и письменное и т.д.
       В процессе групповых и лабораторных занятий, при проведении консультаций, практик, лабораторных работ и бесед начинающий преподаватель использует контактное непосредственное общение. Именно на этой форме общения остановимся в первую очередь.
       Прежде всего, необходимо хорошо понимать, что культура речи не приходит сама по себе, ее нужно систематически и упорно осваивать. Работая над повышением культуры своей речи, начинающий преподаватель, по существу, занимается самовоспитанием, т.е. совершенствует свой внутренний облик.

         В культуре речи можно выделить две стороны – внешнюю и внутреннюю.

Внешняя сторона культуры  речи проявляется в большом словарном запасе, умении грамотно и стилистически стройно строить свои фразы, отсутствии жаргонных выражений и скороговорки, способности говорить внятно и четко. К сожалению, бывают случаи, когда преподаватель не может кратко и четко изложить свою мысль, подобрать необходимое слово. В его речи появляются выражения типа «…э-э-э…», «именно», «так сказать» и другие. Эти словесные обороты не несут никакой смысловой нагрузки и лишь засоряют речь. Все это признаки не очень высокой культуры речи. Начинающему преподавателю важно следить за своей речью, отрабатывать стилистику и произношение – совершенствовать стиль своей речи.

Вторая важная сторона культуры речи состоит в проявлении      внутреннего  облика человека. Ее иногда называют внутренней речью. Этот облик тесно связан с мыслительными процессами, происходящими в мозгу человека. Он выражается в умении четко, кратко, по существу и доходчиво излагать свои мысли. Внутренняя составляющая культуры речи человека определяется его общей культурой и эрудицией, умением правильно понимать и использовать соответствующие понятия, хорошо ориентироваться в том материале, который он преподает. Нелогичность, бездоказательность, неумение перейти от исходных посылок к выводам свидетельствует о низкой внутренней стороне культуры речи. Справедливо выражение – как человек мыслит, так и говорит. Важно со временем приобрести знания в смежных науках. Это значительно расширит богатство речи преподавателя. Естественно, внешняя и внутренняя стороны культуры речи тесно связаны между собой.

Если у человека отсутствует как внешняя, так и внутренняя культура речи, он пустословит, излишне разговорчив, в его фразах отсутствует взаимная связь, то его называют болтуном.

Человек, который приобрел, в основном, только внешнюю сторону культуры речи, но не обладает внутренней культурой, его называют краснобаем. Он может говорить внешне красиво, многословно, но не вкладывает в свою речь глубокий смысл.

Наконец, человека, который в совершенстве овладел как внешней, так и внутренней культурой речи, способен грамотно, стилистически точно, можно сказать художественно, говорить, вкладывая в свои слова глубокий смысл, уважительно называют оратором.

Важным элементом культуры общения является умение преподавателя вести       диалог со студентами.

В диалоге участвуют двое и оба  должны соблюдать определенные правила диалога. Как педагогу, так и студенту необходимо хотя бы иметь общее представление об этих правилах. Однако, педагог в процессе диалога выступает главной, ведущей фигурой, поэтому кроме соблюдения этих правил он должен учить студента правилам ведения диалога. Такое обучение, прежде всего, состоит в личном примере.
        Сформулируем правила ведения диалога, так называемый «этикет общения» применительно и к педагогу и к студенту. Учтем, что участники диалога выступают попеременно в качестве говорящего и слушающего, поэтому приведем эти правила отдельно  для каждого из них.

                                                            Правила для говорящего

Во-первых, говорящий должен быть спокойным и доброжелательным, ни в коем случае не наносить обиды, даже косвенной, слушающему. Выражения  типа: «Вы что, не понимаете?», «Сколько раз можно повторять?», «Я уже говорил» и прочие совершенно не допустимы.  Такие выражения свидетельствуют о низкой общей культуре говорящего.
        Во-вторых, говорящий должен следовать общей логике развития диалога, следить, чтобы цепочка рассуждений не отклонялась от темы, выводы не противоречили исходным посылкам. Именно в этом проявляется высокая внутренняя культура речи.
        В-третьих, говорящий не должен уделять излишнего внимания своему собственному «я», быть способным  поставить себя на место слушающего, понять его и не подчеркивать своего превосходства.
        В-четвертых, говорящий должен избегать многословия, излагать свои мысли кратко, четко и по существу.
        В-пятых, говорящий должен помнить, что слушающий  при непосредственном общении не только слышит  и воспринимает сказанное, но и также видит его и, следовательно, воспринимает и оценивает множество невербальных сигналов: мимику, жесты, позы, культуру поведения и речи. Поэтому говорящему необходимо  следить за собой и исключить отрицательное влияние невербальных сигналов.

                                                       Правила для слушающего

Во-первых, уважительно и терпеливо относись к говорящему. Начав слушать, не прерывай говорящего. Для преподавателя не выслушать студента значит нарушить важнейшую заповедь культуры общения. Для студента не выслушать преподавателя – это элементарная грубость.
         Во-вторых, выслушивая собеседника, будьте к нему внимательны, подчеркните свою внимательность жестами, мимикой, междометиями.
         В-третьих, постарайся вникнуть в смысл речи говорящего, понять логику его рассуждений, независимо от того согласны Вы с ней или нет. Свое согласие или несогласие выскажи позднее после окончания речи говорящего.
          В-четвертых, если в речи говорящего слушающий что то не понял, задайте краткий и ясный уточняющий вопрос.
          В-пятых, прежде чем взять на себя роль говорящего, убедись, что Ваш собеседник окончил изложение своих мыслей.

В процессе ведения любого диалога целесообразно пользоваться следующей установкой: не считай собеседника глупее себя, ибо в разговоре проявишь высокомерие; не считай собеседника умнее себя, ибо в разговоре проявишь неуверенность; считай собеседника равным себе – тогда  диалог будет целенаправленным и продуктивным.
         Диалог может иметь различные формы: спор, обсуждение проблемы, выявление мнений, экспертиза, поиск нужного решения и т.д. Между педагогом и студентом диалог ведется, как правило, в  вопросов  и ответов.
         На зачетах, защите отчетов по практике и лабораторным работам преподаватель выступает в качестве спрашивающего, студент - отвечающего. На консультациях их роли меняются. В процессе проведения групповых занятий и лабораторных работ они могут выступать поочередно в обеих ролях.

Рассмотрим некоторые особенности перечисленных форм диалога.
         На консультациях студент хочет получить ответ на непонятный ему вопрос или вопросы. Преподаватель вначале выступает в качестве слушающего. Он должен хорошо понять с какой целью студент пришел на консультацию, внимательно и терпеливо выслушать поставленный студентом вопрос и понять что именно ему непонятно. Только после этого приступить к ответу. К сожалению, нередко случается, что студент не может четко сформулировать свой вопрос, либо задает его «вообще», например: «я ничего не понял». В этом случае преподаватель должен проявить терпение и со своей стороны задать уточняющие вопросы. Уяснив существо вопроса можно приступить к исчерпывающему ответу на него. В процессе ответа преподаватель не только отвечает на вопрос по существу, но и учит, как правильно поставить вопрос. Это существенный момент, который обусловлен еще не сформировавшейся у студента культурой речи. Преподаватель должен спокойно, доброжелательно и по существу обратить внимание на проявившиеся недостатки речи и посоветовать студенту в дальнейшем их изжить.
         На зачетах, при проведении коллоквиумов, защите отчетов по практикам и лабораторным работам роли преподавателя и студента меняются. Диалог начинает преподаватель, задавая вопрос студенту.  Важно, чтобы этот вопрос был задан грамотно и по существу. Только в этом случае преподаватель вправе рассчитывать на правильный ответ. Начинающий преподаватель не всегда способен так поставить вопрос. Например, оценивая результаты, полученные при выполнении лабораторной работы, преподаватель задает вопрос: « Ну, что у Вас там получилось?». Или другой пример: «Какая зависимость получилась?». Данные вопросы заданы не конкретно. Студент не понимает, что от него требуется и, естественно, отвечает на такие вопросы не конкретно или не по существу.
       Задав вопрос, не следует торопить студента с ответом. Главное состоит не в быстроте ответа, а в его правильности.
       Наиболее сложно правильно организовать общение студента с преподавателем во время проведения групповых занятий. По существу, проведение такого занятия является особой формой диалога преподавателя с группой студентов. Такой диалог имеет ряд особенностей.  Во-первых, преподаватель здесь выступает в роли руководителя и должен твердо и умело управлять общением обучающихся на занятии.  Во-вторых, диалог группы студентов разбивается на отдельные диалоги между преподавателем и студентом и между студентами.
        Такую систему диалогов организовать не просто. Это требует специальных умений и навыков, которые приобретаются не сразу.

                                          Общий подход к организации  диалога.

Преподаватель ставит вопрос для общего обсуждения. Он должен быть поставлен конкретно в расчете на конкретный ответ. Отвечать можно либо по желанию, либо по вызову. Возможно два варианта развития событий. Первый вариант – получен исчерпывающий ответ (что бывает не часто). Преподаватель обращается к аудитории с вопросом: «Всем ли понятно?»  Если есть непонимание, то отвечавшему предлагается уточнить отдельные положения ответа. При полном понимании переходят к рассмотрению следующего вопроса. Второй вариант – ответ либо отсутствует, либо неточный или неполный (что бывает как правило). В этом случае преподаватель обращается к аудитории и просит дополнить или уточнить ответ. Между первым отвечающим и тем, кто уточняет ответ может развернуться свой диалог. Такой диалог между студентами весьма полезен, так как существенно активизирует аудиторию; учит студентов отстаивать свое мнение; истина, рожденная в споре, глубоко западает в сознание студентов  и хорошо запоминается. Однако имеется опасность возникновения в группе анархии, чего допустить нельзя ни в коем случае. Преподаватель должен быть на чеку, и умело управлять такими нестандартными диалогами. После обсуждения поставленного вопроса делаются краткие выводы. Преподаватель должен быть уверен, что у студентов не осталось неясностей и можно перейти к следующему вопросу. Конечно, здесь воспроизведена только упрощенная схема проведения группового занятия. Могут быть разнообразные отклонения то этой схемы, обусловленные спецификой изучаемого материала, уровнем подготовки группы, состоянием коллектива, особенностями преподавателя и т.д.  Главным является следующее: материал структурируется и поэтому лучше усваивается и запоминается, уровень активности группы повышается. Кроме того, студенты повышают уровень культуры своей речи, учатся ведению диалога и, следовательно, совершенствуют свой внутренний облик.  

  Начинающий преподаватель не сразу способен освоить все тонкости общения со студентами. Необходимо систематически и настойчиво вырабатывать у себя качества высокой культуры общения. Со временем  эти качества превратятся в привычку. Высокая культура общения является важной составной частью авторитета преподавателя.

                                                                Возврат  на первую страницу

 

 

Hosted by uCoz