АВТОРИТЕТ   ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Одна из важнейших задач начинающего преподавателя состоит в завоевании авторитета в глазах студентов. Это одна из важных задач любого преподавателя. Авторитетный преподаватель влияет на обучающихся своими глубокими знаниями, жизненным опытом, высокими нравственными достоинствами.
          Приобретение авторитета -  сложное и неоднозначное дело. Можно сказать, что каждый преподаватель завоевывает авторитет по своему, опираясь на свои личные качества, благодаря ежедневному и напряженному труду по самовоспитанию. К сожалению, имеются преподаватели, которые много лет проводя занятия, так и не приобрели в глазах студентов необходимого авторитета.
           Если начинающий преподаватель действительно решил посвятить свою жизнь педагогическому труду, то уже с первых дней своей деятельности он должен подумать о завоевании авторитета. Обладая авторитетом преподаватель способен не прибегая к принуждению направлять деятельность обучаемых на глубокое усвоение учебного материала, приобретение необходимых умений и навыков, воспитывать у них  высокие морально-нравственные качества.
           Вольно или невольно студенты стремятся подражать в своем поведении авторитетному педагогу. Уважение к нему  они переносят на ту учебную дисциплину, которую он преподает. Все это благотворно влияет на студентов, активизирует их познавательную деятельность, способствует формированию у них высокой мотивации учения и высоких нравственных качеств.

Авторитет педагога складывается их трех основных частей: официальной, функциональной и моральной.

Официальный авторитет вытекает из должности преподавателя и его власти над студентами, их обязанностью выполнять требования преподавателя.
         Функциональный авторитет определяется глубокими знаниями педагогом  преподаваемой учебной дисциплины, совершенной методикой ее изложения, способностью в полной мере удовлетворить запросы студентов.
          Моральный авторитет создается за счет высоких нравственных качеств педагога, его высокой эрудиции, желания помочь студентам в их нелегкой учебной работе.
         Полный, всеобъемлющий авторитет достигается наличием всех составляющих его частей. Именно к этому должен стремиться начинающий педагог.

Каких либо рецептов по завоеванию авторитета дать невозможно. Каждый опирается на свои возможности и особенности. Вместе с тем можно рекомендовать начинающему педагогу критически оценить свои личные качества и выделит из них положительные и отрицательные, ориентируясь на облик некоторого «идеального» педагога. В качестве «идеального» педагога может быть выбран один из тех, у которого учился начинающий преподаватель, либо создан некоторый мысленный образ, наделенный положительными качествами  нескольких педагогов.
         В своей учебно-воспитательной деятельности необходимо упорно изживать свои отрицательные качества, совершенствовать  и развивать положительные. Такова генеральная линия завоевания педагогического авторитета.
        На первых этапах своей педагогической деятельности начинающий преподаватель главные усилия направляет на глубокое изучение того учебного материала, по которому ему необходимо проводить занятия. И это совершенно правильно. Плохой знание материала, неспособность кратко и четко его излагать, неумение по существу ответить на вопрос студента производят на него отрицательное впечатление и надолго запоминаются.  О завоевании хотя бы небольшого авторитета в этом случае говорить не приходится.
        Однако, хорошее знание материала преподаваемой дисциплины – лишь фундамент, на котором еще предстоит построить здание авторитета. Целенаправленное завоевание авторитета -  длительный  процесс, основанный на выработке комплекса личных качеств. Конечно, выработка необходимых качеств может происходить постепенно в процессе педагогической работы с использованием метода «проб и ошибок». Зачастую этот путь может быть весьма длительным и не всегда приводит к желаемой цели.
        Целенаправленная выработка необходимых качеств происходит в результате самовоспитания, основанного на изучении педагогики и психологии, приобретении педагогического опыта и его критического  осмысления.  
      
Не путайте авторитет с имиджем, который рассчитан на внешний эффект и не отражает глубинной сущности педагога. Со временем имидж поблекнет и рассеется. Он будет со временем восприниматься студентами как обычная показуха.
Образ же авторитетного педагога остается в памяти студентов надолго, иногда - на всю жизнь.

 Пожелаем же нашим начинающим педагогам успехов в их разносторонней педагогической деятельности, в которой важное место занимает завоевание всестороннего авторитета.

                                                           Возврат   на   первую страницу

 

Hosted by uCoz